Помните, как учителя в школе спрашивали: «А голову ты дома не забыл?», – когда ученик забывал сделать домашнее задание? После нее всегда были последствия, но не больше, чем двойка в журнал или вызов родителей в школу. Во взрослой жизни ставки крупнее, особенно для авторов и владельцев онлайн-обучения. Если вы «забудете голову дома» и не доработаете какой-то элемент своей онлайн-школы, это будет стоить вам потерянных денег, доверия учеников, плохо обученных сотрудников или негативных отзывов.
Чтобы уберечь вас от этого, мы расскажем, как «не забыть голову дома» при переводе своего курса на дистанцию. Проще говоря, укажем самые важные элементы перехода на дистанционное обучение в виде чек-листа.
Современное дистанционное обучение базируется на использовании Интернета. Интернет – это отличная среда для обучения, ведь доступ к ней имеет подавляющее число жителей земли, для ее освоения не требуется много времени. При этом передача данных занимает считанные секунды, а ширина возможных методов и материалов для обучения не имеет границ.
Для того чтобы вашим ученикам было интересно проходить курс, он давался им легко, приносил заметные результаты, о которых бы они рассказывали знакомым, нужно с момента его создания не забыть о ключевых элементах.
Элементы, на которых базируется качественный и полезный онлайн-курс или школа, можно назвать «головой, которую ни в коем случае нельзя забыть дома».
«Голова» дистанционного обучения – это
Подробнее о каждом элементе мы расскажем ниже.
Традиционное обучение предполагает лекции и семинары, работу в классе, домашнее задание и аттестацию, которые ученик проходит в очном режиме. Именно из-за необходимости добираться до учебного заведения и тратить деньги на его аренду, такой вид обучения по себестоимости выходит дороже. И неудобнее для преподавателя и ученика.
Но перевод традиционного курса в дистанционный – это не просто перевод всей очной части в онлайн-режим. Как показал опыт карантина, когда учителям пришлось вести уроки через Zoom, мессенджеры и другие сервисы для интернет-общения, при обычном переводе уроков в Интернет они сильно теряют в своем качестве и эффективности.
Поэтому первое, что не нужно забывать при переходе на дистанционное обучение – это правильный выбор формы, в которой оно будет проходить.
Например, требуется выбрать распределение обучения по времени. Оно может быть асинхронным – ученики проходят курс независимо друг от друга в удобное для них время. Синхронным – занятия проходят по расписанию, ученики одновременно присутствуют на занятиях. И смешанным – часть уроков проходится независимо, часть – в режиме реального времени.
Также следует заранее выбрать, какой вид материала будет ведущим. Чаще всего авторы онлайн-курсов выбирают видеоуроки, которые записываются заранее или проводятся в виде вебинара.
Способ проверки знаний тоже не менее важен. Самый популярный способ контроля обучения в среде онлайн-школ – это автоматическое тестирование, для которого не требуется привлекать преподавателей. Но экзамены можно принимать и в режиме видеозвонка. А иногда контроль происходит очно, когда после прохождения курса ученику требуется встретиться с преподавателем и сдать ему зачет.
Главное – заранее понять, как будет развиваться школа. Вы можете управлять ей самостоятельно, если она – ваше хобби. Но если вы хотите превратить ее в бизнес, вам потребуются дополнительные преподаватели, администраторы, продюсер, бухгалтерия. Лучше заранее заложить путь масштабирования, тогда вы сделаете меньше ошибок на пути развития и получите большие результаты.
Как было сказано выше, при обычном переводе уроков в Интернет теряется качество обучения. Это происходит в том числе из-за того, что традиционная программа создана для очных занятий под полным контролем учителя. Для того чтобы она не теряла в эффективности на дистанции, нужно грамотно ее адаптировать.
В первую очередь нужно выявить цель обучения, результат, который будет свидетельствовать о том, что ученик полностью познал курс. Без нее программа обучения, как бы она не была качественно построена, будет хаотичной и целенаправленной, что сказывается на мотивации и результатах учеников.
После того как цель выявлена, нужно найти подцели – узловые моменты курса, которые отделяют важные информационные блоки, модули. Если представить весь путь от первого урока до завершения обучения, как траекторию, эти узлы разбивают ее на отдельные отрезки. Когда эти отрезки будут явными, нужно разбить их на отдельные уроки, проходя которые последовательно ученик будет без трудностей приходить к пониманию всего модуля.
Если вы решили не создавать с нуля, а перевести свой существующий офлайн-курс в онлайн, нужно адаптировать уроки под дистанционное обучение. Лекционная часть превратится в видеоуроки, статьи и презентации. Семинары станут вебинарами.
Если для достижения цели обучения требуются практические навыки, нужно придумать способ развивать их в ученике. Вам на помощь могут прийти тренажеры, создающие условия, в которых ученик должен использовать полученные навыки.
Домашнее задание нужно будет пересмотреть так, чтобы ученику было возможно его выполнить, а преподавателю нетрудно проверить. Часть домашнего задания необходимо заменить автоматическими тестами, которые сначала нужно придумать.
Хорошая адаптация программы обучения – это длительный путь проб и ошибок, изучения статистики и настройки, который медленно, но верно превращает просто уроки в ценный источник знаний. Можно сократить его, если обратиться к специалисту – методисту онлайн-обучения или дизайнеру онлайн-курсов. Такой профессионал приложит свои навыки и знания, чтобы помочь вам быстрее построить школу, которая дает ученикам результат, а вам стабильный доход.
Методический материал при переходе на дистанционное обучение – это те 20% усилий, которые приносят 80% результата. Поэтому нужно относиться к ним очень серьезно.
После создания программы обучения, у вас имеется последовательность уроков, которые ученик должен пройти, чтобы достичь цели курса. Теперь нужно подобрать идеальный формат и методику, чтобы каждый урок давал максимальный результат.
Самый популярный из них – это видеоурок. Короткое емкое видео, в котором эксперт доступно раскрывает материал в примерах, используя иллюстрации и дублируя текстом главные тезисы. Другой вид такого урока – вебинар. Он отличается тем, что происходит в реальном времени. Некоторые успешные курсы полностью состоят из видеоуроков, а участие преподавателя требуется только для ответов на вопросы и проверки домашних заданий. О том, как создавать качественные видеоуроки и проводить вебинары, вы можете прочесть в нашем блоге.
Нужно также обратить внимание на иллюстрированные статьи, презентации, видеолекции и схемы. Из таких материалов не получится сделать эффективный онлайн-курс, но если они будут в базе знаний вашей онлайн-школы, то повысят ее ценность.
Создание уроков как ключевая часть образования требует опыта и специальных знаний. Поэтому мы рекомендуем вам изучить глубже теорию или обратиться к специалисту – методисту или дизайнеру онлайн-курсов. В таком случае он может не только помочь вам подобрать идеальный формат занятий, но и записать методический материал, используя педагогический подход и знания современных методов обучения. О них вы можете узнать из соответствующей статьи в нашем блоге.
Одной из важнейших частей дистанционного образования через Интернет является платформа или система дистанционного обучения – СДО. Вполне возможно обучать дистанционно и без нее, но с ней КПД школы возрастает в разы.
Современный рынок предлагает широкий выбор платформ. Среди них есть и бесплатные, например, Moodle. У нее есть только один минус – для настройки и полноценной работы с ней требуется большой опыт и знания в программировании, а также много времени. Поэтому если для вас в приоритете время, стабильность работы, простота и техническая поддержка, обратите внимание на коммерческие СДО.
Разберем преимущества работы с качественной платформой для дистанционного обучения на примере АнтиТренингов.
Дистанционное обучение через Интернет переходит к методикам e-learning и микрообучения – краткости, наглядности и заметной пользе, достигающимся за счет использования новых технологий. Поэтому хорошая платформа должна давать вам возможность использовать различные виды уроков и материалов к ним. Минимум – это видеоуроки, статьи, изображения, несколько видов тестов.
Важным элементом продвижения онлайн-школ и обучения в них являются вебинары. Но очень небольшое количество платформ обладают встроенной возможностью их проведения. Поэтому заранее найдите вебинарный сервис, который вы будете использовать. Например, сервис SmartWebinar позволяет запускать трансляции, настраивать их внешний вид, записывать и превращать их в автовебинары в один клик, имеет интеграцию и льготные условия для пользователей АнтиТренингов.
Вы можете узнать подробнее о том, что такое СДО и как выбрать идеальную для вас из соответствующих статей в блоге.
Даже идеальный продукт теряет свою ценность, если о нем никто не знает. Это же касается дистанционного обучения. Для тех, кто использует его для обучения сотрудников, этот пункт не важен, но для остальных он обязателен.
Еще на стадии запуска школы вам нужно решить, как вы будете ее продвигать, и построить план. Конечно, вы сможете изменить его и найти более удобные и эффективные способы привлечения новых учеников. Но без плана вам потребуется гораздо больше ценного времени и потерянных денег.
Продвижение школы в Интернете чаще всего осуществляется по таким каналам:
Существуют и другие каналы продвижения онлайн-школ, но они дают разный результат, зависящий от ниши, подачи и формы обучения на курсе. Поэтому мы указали самые универсальные и эффективные.
Вполне можно запустить онлайн-школу, не продумывая стратегию продвижения. Просто в таком случае нужно быть готовым некоторое время работать себе в убыток или за бесплатно до тех пор, пока сарафанное радио и возникшие интуитивно каналы продвижения не начнут привлекать новых учеников. Поэтому мы рекомендуем потратить немного времени, изучить рынок, конкурентов и методы продвижения аналогичных школ, чтобы к запуску быть во всеоружии.
Популярность дистанционного образования через Интернет стабильно растет уже больше 10 лет и это только начало. Технический прогресс сделал доступ в сеть простым и доступным практически для всего населения земного шара. Кроме этого, ускоряющийся темп жизни и необходимость постоянного обучения сделали востребованной возможность получать новые навыки и знания, не затрачивая на это много времени. А развитие педагогики, методологии и способов передачи информации продолжают повышать эффективность и качество онлайн-образования.
Если вы учли все пять элементов, описанные выше, шанс успешного перехода на дистанционное обучение значительно возрастает. Если же вы только собираетесь это делать, выпишите себе отдельно чек-лист «головы» онлайн-школы, чтобы не забыть ее на старте:
И сверяйтесь с ним на пути к переводу своего обучения в Интернет и создания успешной онлайн-школы, которая принесет вам в разы больше, чем вы в нее вложите.
Хотите запустить свою онлайн-школу? Для этого сегодня не нужно придумывать решение с нуля. Есть большой…
Обзор основных характеристик, на которые следует обратить внимание при выборе платформы. Советы, базовые и не…
Исследование предпочтений пользователей и требований к содержанию образовательного контента. Общение с преподавателями, обучение с применением…
Чат-боты — это программы для автоматизации общения с пользователями через чат-интерфейсы. Их используют для различных…
Платформа для онлайн-школы: почему все больше образовательных учреждений выбирают этот путь. Причины перевести свой бизнес…
Немного о Юле: Юлия Кузьмина — стратег для продвижения и развития бизнеса по оказанию услуг,…