Для того чтобы лучше разобраться в теме, начнем с самого начала. История СДО начинается с первого задокументированного случая, когда один человек начал обучать другого не лично, а на расстоянии. Этим человеком стал Калеб Филипс, который в 1728 году подал объявление в бостонскую газету об обучении стенографии в любой точке страны посредствам почтовой переписки.
С тех пор почта стала основным инструментом дистанционного обучения. С учетом недостатка средств связи, больший акцент в развитии был на системе обучения. Тогда появилась методика образования на расстоянии, которая используется до сих пор: передача материала ученику, изучение, выполнение задания и обратная связь учителя. Различались только темы обучения и способы проверки знаний – от контрольных работ в письме до личного посещения учителя для очного экзамена.
Интересный факт: развитие обучения на дистанции повлияло на становление равноправия в нашем обществе. Анна Элиот Тикнор в 1873 году основала первую заочную школу для женщин, которая помогала им получить высшее образование с помощью уроков по почте.
Так продолжалось до начала 20-ого века, когда произошел сильный скачок в развитии средств связи. С популяризацией радио стали появляться курсы лекций, которые ученики могли слушать из дома через приемник. С появлением телевидения начали создаваться образовательные передачи и каналы, послужившие прообразом видеолекций, которые активно используются в наше время. Возможность простой записи и воспроизведения аудио и видео подарила нам множество самоучителей, похожих на онлайн-курсы без обратной связи. В 1960-ых годах дистанционное образование зарекомендовало себя как качественный способ обучения и получило международное признание.
Но рывку в развитии, удобстве доступа и распространению обучение на расстоянии обязано появлению Интернета. В течение 1980-х годов сразу несколько крупных университетов занимались разработкой учебных программ, доступ к которым можно было получить через компьютер. И в 1994 году появился первый курс, который можно было полностью изучить через Интернет. А в 1997 году компания Blackboard разработала первую LMS-систему – платформу, на которой мог разместить и пройти учебный курс любой желающий.
Развитие LMS-платформ – сервисов, которые упрощают предоставление уроков для автора курса и ученика, стало трендом в онлайн-обучении и на сегодняшний день.
Вся последующая история развития дистанционного обучения проходила прямо у нас на глазах. Широкое распространение Интернета позволило большему количеству людей обучаться онлайн. Появление смартфонов и планшетов сделали доступ к обучению через Интернет удобнее и еще более доступным. Развитие педагогических методик и форматов уроков повысили качество дистанционного обучения. И на данный момент оно ничуть не уступает очному.
Развитие дистанционного обучения в современном мире идет по трем основным направлениям: методологическому, техническому и практическому.
Методология – методы обучения на дистанции несколько отличаются от обычных, которые принято использовать в очном обучении. Но эти различия минимальны, зато наработки классической педагогики можно эффективно использовать в обучении через Интернет.
Так, на качество обучения влияет восприятие информации и работа с ней различными способами. Поэтому современные онлайн-школы позволяют авторам курсов создавать текстовые уроки, видеолекции, лекции в аудиоформате, дают возможность максимально визуализировать материал, быстро и доступно давать обратную связь ученикам. То есть основной тренд в развитии современного онлайн-обучения – это возможность задействовать все возможные варианты передачи информации.
Вебинары как вид урока сейчас находятся в тренде. Они позволяют объяснять материал сразу группе учеников и отвечать на вопросы в режиме реального времени, что ускоряет обучение и экономит силы преподавателя на исправлении однотипных ошибок при проверке домашних заданий.
Также развиваются и мотивирующие системы в обучении. LMS-платформы, такие как «АнтиТренинги», предоставляют авторам курсов возможность включить игрофикацию обучающего процесса и отслеживать статистику. Игрофикация помогает ученику поддерживать желание обучаться на высоком уровне, а статистика в том числе помогает преподавателю вовремя отследить, кому нужно уделить больше внимания.
С технической точки зрения развитие дистанционного обучения выражается не так ярко, зато оно имеет стабильный рост. Так, все больше авторов курсов переходят на LMS-платформы. Это сервисы, которые обеспечивают удобство для ученика и преподавателя, объединяя необходимые для процесса функции и позволяя ими пользоваться без специальных знаний.
Также развивается доступность онлайн-обучения с помощью гаджетов. Все больше сервисов предлагают доступ к обучению через приложение, которое работает на любом гаджете.
Но самое важное развивающееся направление дистанционного обучения – это практичность.
Переизбыток информации в современном мире делает более выгодным обучение, которое можно быстро найти, легко пройти и сразу использовать для решения определенной задачи. Как поиск нужной информации в Интернете, но только в виде навыков.
Сейчас в сфере дистанционного образования больше ценятся короткие емкие уроки с упражнениями, которые позволяют вырабатывать навыки. Возможность получить обратную связь от преподавателя, чтобы процесс шел быстрее, а ошибки не закреплялись. Помимо самого обучения важной частью становится указания к тому, как и для чего применять полученные навыки.
Также расширяется область применения дистанционного обучения. Все больше государственных и коммерческих учебных заведений переводят часть учебного процесса в онлайн. Но очное обучение имеет свои неоспоримые плюсы, поэтому учебные заведения чаще совмещают онлайн- и офлайн-уроки, а не переходят в Интернет полностью.
Бизнес тоже не стоит на месте, и в крупных компаниях наметился тренд на перевод корпоративного обучения на дистанцию. Так выходит сэкономить на гонорарах для учителей и тренеров, при этом систематизировать, оптимизировать, повысить качество и скорость получения нужных навыков у сотрудников.
Интересный факт: некоторые крупные компании, такие как Газпром и Walmart, проводят обучение своих специалистов с использованием шлемов виртуальной реальности. Это помогает сотрудникам лучше узнать специфику своей работы и обучаться тому, что требует личного присутствия, из удобного для них места.
Онлайн-обучение без использования LMS-платформ отходит в прошлое, поскольку оно требует слишком больших затрат сил и времени для учителя и ученика, снижает качество и сопряжено с неудобствами.
Общее развитие технологий и дистанционного обучения позволяет одинаково качественно передавать навыки и знания как в личном порядке, так и группе людей одновременно. Конкретнее о плюсах и минусах этих видов обучения через Интернет вы узнаете в продолжении статьи.
Это вид обучения, когда учитель и ученик работают один на один. Учитель может найти подход и объяснить материал в индивидуальном порядке, а ученик получить исчерпывающую обратную связь. Такой вид обучения отличается повышенным вниманием к ученику, более высоким качеством.
Индивидуальный формат направлен на качественное решение проблемы ученика, передачу ему знаний и навыков, которые сможет применять в жизни лично он.
Поэтому к этому виду обучения чаще всего прибегают в:
Но это только самые распространенные направления. Обучение с большим количеством внимания ученику выигрывает в качестве, поэтому его можно использовать для любой сферы знаний и навыков.
У индивидуального дистанционного обучения есть ряд плюсов:
Но также есть и минусы:
LMS-системы облегчают процесс, дают дополнительные возможности и сокращают количество минусов индивидуального обучения через Интернет. Рассмотрим это на примере платформы «АнтиТренинги»:
Это не полный перечень функций и возможностей LMS-платформ для повышения эффективности дистанционного индивидуального обучения. Каждая такая платформа представляет разные условия ее использования. О том, как выбрать подходящую, читайте в этой статье (ссылка на статью про то, как выбрать лмску).
Обучение в группе дает ряд плюсов для ученика. Например, он может лучше понять материал, слушая ответы других учеников, получить доступную обратную связь у своего однокурсника, обучаться чему-либо с более полным погружении в среду. Поэтому групповое обучение используется и в государственных школах, и в коммерческих курсах.
Групповое обучение больше нацелено на получение знаний, чем на личный контроль над их усвоением. Это делает его удобным в таких сферах, как:
Как и в случае индивидуального обучения, групповое обладает рядом плюсов и минусов:
LMS-платформы приходят на помощь авторам курсов, которые рассчитаны на массовое обучение. Так, «АнтиТренинги» дают преподавателям возможность:
Основным трендом в дистанционном обучении в последнее десятилетие является переход на специализированные сервисы – LMS-платформы. Они позволяют сочетать все лучшее, что можно взять из группового и личного обучения на расстоянии, оптимизировать процессы, дать простой доступ к курсу для ученика и гибкие возможности в создании и управлении для автора.
Платформы для дистанционного обучения развиваются и постоянно дают своим пользователям уникальные возможности, которые облегчают и улучшают качество обучения.
На данный момент можно выделить список характеристик, которыми обладает передовая LMS-платформа.
Для автора курса:
Платформа «АнтиТренинги» (ссылка на актуальный лендинг) предоставляет своим пользователем все эти функции, обладает уникальными, и постоянно добавляет новые.
Чтобы выбрать подходящую платформу для онлайн-обучения, рекомендуем прочитать эту статью (ссылка на статью по выбору лмски).
Дистанционное обучение – это отрасль, которая за последние 300 лет развилась настолько, что стала прямым конкурентом обычного очного обучения. Методики, техническое оснащение, специальные сервисы делают обучение на расстоянии в наше время доступным для любого человека. LMS-платформы зарекомендовали себя, как действенный способ оптимизации и предоставления курсов через Интернет, а их развитие напрямую влияет на развитие всего дистанционного образования в целом.
Так что, если вы задумывались о том, чтобы начать обучать людей через Интернет, самое время запустить свою онлайн-школу. Тогда вы сможете встать у руля в своей нише и получить конкурентные преимущества, которые дают создание дела первым.
Прочитайте эту статью (ссылка на статью про шаги создания онлайн-школы), чтобы узнать, как быстро создать и запустить онлайн-школу, которая будет приносить вам хорошие деньги.
Хотите запустить свою онлайн-школу? Для этого сегодня не нужно придумывать решение с нуля. Есть большой…
Обзор основных характеристик, на которые следует обратить внимание при выборе платформы. Советы, базовые и не…
Исследование предпочтений пользователей и требований к содержанию образовательного контента. Общение с преподавателями, обучение с применением…
Чат-боты — это программы для автоматизации общения с пользователями через чат-интерфейсы. Их используют для различных…
Платформа для онлайн-школы: почему все больше образовательных учреждений выбирают этот путь. Причины перевести свой бизнес…
Немного о Юле: Юлия Кузьмина — стратег для продвижения и развития бизнеса по оказанию услуг,…