Привет!
Эту статью для нашего блога написала Елена Алончикова,
Генеральный директор
технологической конференции TECH WEEK,
Вице-президент Корпорации «Синергия»,
Руководитель спикерского агентства Synergy Speaker Agency.
Введение
Всю свою историю система образования двигалась от элитарного, эксклюзивного, к общедоступному. В XXI веке онлайн-образование стало ответом на многие тысячелетия исканий понятной и всеобъемлющей сферы получения и преподавания знаний. Но сейчас оно переживает революцию. Современные платформы активно интегрируют ИИ, чтобы сделать процесс обучения удобнее, индивидуальнее и интерактивнее. В этой статье мы разберемся, как именно нейросети меняют подход к онлайн-образованию.
Сдвиг образовательной парадигмы
Системы обучения зародились еще в глубокой древности. В Древнем Египте при храмах действовали школы для жрецов и писцов, где помимо религиозных текстов изучали чтение, письмо, арифметику и астрономию. В Месопотамии аналогичные «эдубба» готовили клинописцев, уделяя особое внимание административным и научным дисциплинам.
На Руси первые школы появились при Десятинной церкви в Киеве. Затем появилась школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году, где преподавали семь свободных искусств по образцу византийских традиций. С конца XVII и до начала XIX веков в Российской Империи при церковных приходах начали открывать приходские школы для крестьянских детей, а с 1804 года гимназии и народные училища стали преобразовываться в систему бесплатного начального образования.
После революции 1917 года был принят декрет «О ликвидации безграмотности», и тогда люди в возрасте 8–50 лет стали обучаться чтению и письму. Уже в 1939 году объем грамотного взрослого населения в стране достиг 90 %.
Новая веха в системе наступила с появлением первых интеллектуальных обучающих систем во второй половине XX века, а после — с распространением Интернета, позволившим каждому желающему находить и генерировать информацию по интересующим темам.
В наш век случился ИИ. Он способен создавать учебные материалы по запросу, моментально отвечать на дополнительные вопросы и проводить интерактивные тестирования (можете попробовать подобное даже в ChatGPT).
Так роль живого преподавателя, как источника знаний, постепенно превратилась в роль наставника, как гида в мире цифрового образования. Классические университеты постепенно теряют силу.
Основные направления применения ИИ в онлайн-образовании
Персонализация обучения с помощью ИИ
ИИ-системы собирают и анализируют огромные массивы данных о поведении студентов, и на основе этих данных формируются персонализированные учебные траектории. Крупные образовательные платформы, такие как Udemy, уже инвестируют в генеративный ИИ для создания индивидуальных рекомендаций для своих студентов.
По данным World Economic Forum, сейчас в мире 240 миллионов детей с особенностями, и обучение с нейросетями способно адаптировать контент под индивидуальные нужды каждого учащегося.
Интерактивные платформы и виртуальные помощники
Виртуальные ассистенты и чат-боты на основе ИИ доступны 24/7. они отвечают на вопросы, проводят мини-тесты и могут направлять к дополнительным материалам. Например, система Jill Watson экономит преподавателям время на ответы на вопросы, а для студентов оказывается незаменимым помощником на лекциях.
А как много времени мы бы сэкономили времени, если бы в наше время существовала технология Speech-to-Text? Представьте: часы бесконечных лекций, переведенные в текст для удобства. Еще лучше — прогнать результат в языковой модели (например, в ChatGPT, Gemini, DeepSeek) и получить summary с основными моментами и в более понятной форме.
Адаптивное обучение и анализ данных
Адаптивные платформы используют алгоритмы машинного обучения для постоянного мониторинга прогресса: анализируют скорость прохождения материалов, количество ошибок и взаимодействие с интерактивными заданиями и, на этой основе, пересматривают порядок тем и глубину их прохождения.
Инструменты аналитики в реальном времени строят «тепловые карты» ошибок и графики успеваемости, позволяя преподавателям мгновенно выявлять проблемные зоны и корректировать методики. Такой подход снижает нагрузку на педагогов и улучшает результаты обучения.
Преимущества использования ИИ в обучении
Для платформ онлайн-образования
- Анализируя поведение пользователей и их предпочтения, образовательная платформа рекомендует более релевантные программы обучения, повышая вовлеченность пользователей.
- Автоматизация проверки домашних заданий, изготовление краткого содержания каждого урока или любых других сопроводительных материалов.
- В эпоху гипер персонализации интерактивные элементы и рекомендации могут удерживать студентов дольше на платформе.
Для студентов
- Каждый учащийся получает программу и контент, адаптированные под его нужды и потребности.
- Геймификация, виртуальные наставники и мгновенная обратная связь делают процесс обучения не таким скучным.
- Фишка онлайн-образования — учиться можно из любой точки мира и в удобное время, а ИИ-ментор доступен 24/7.
Для преподавателей
- ИИ способен проверить тесты, проанализировать результаты, дать отзыв или рекомендацию. Остается только творить и вдохновлять!
- Анализ эффективности помогает быстро выявлять проблемные темы, недостаток информации или спутанность подачи информации.
- Новые технологии стимулируют разработку и внедрение инновационных форматов — как то VR, AR или игры.
Кейсы ИИ-обучения
Согласно опросу Digital Education Council, 86 % студентов используют нейросети во время учебы. При этом, 24 % ежедневно, а 54 % — еженедельно. Самые популярные запросы:
- Поиск информации (69 %);
- Проверка орфографии (42 %);
- Краткий пересказ документов (33 %);
- Рерайт информации (28 %);
- Создание черновика (24 %).
В Бразилии программа Letrus применяет ИИ для обучения чтению и письму, охватывая 170 тыс. учеников в 670 школах. По результатам национальных экзаменов, учащиеся, участвующие в программе, улучшили свои показатели на пять пунктов, как отмечается в отчете Всемирного экономического форума.
Очное образование не отстает. На XI международном форуме технологического развития «Технопром-2024» в Новосибирске эксперты обсудили возможности использования ИИ в вузах. Так, директор исследовательского центра искусственного интеллекта Института общественных наук РАНХиГС Сергей Боловцов рассказал об ИИ-анализе образовательных программ — как оказалось, часть из них требует переработки в более актуальном русле.
Начиная с 2025 года Южная Корея планирует выдавать ученикам начальных и средних школ цифровые учебники на базе ИИ, чтобы те получали более персонализированный опыт.
Заключение
Как видите, ИИ трансформирует онлайн-образование, делая его доступным для людей с любыми нуждами. В руках преподавателей и студентов бесценные инструменты, потенциал которых еще не раскрылся в полную меру, но уже меняет мир. Классические очные университеты не успевают за прогрессом (но усиленно за ним идут), а онлайн-платформы, заваленные курсами разной степени проработки, постепенно внедряют ИИ в процессы. Завтра технологии станут еще умнее, и они откроют нам новые горизонты в обучении. Будем ждать!