Кривая забывания: что это и как мы можем ее преодолеть в обучении

Плохая память E-learning

Человеческий мозг – удивительный механизм. Он может хранить огромное количество информации и выполнять самые сложные задачи. Но и у мозга есть «ахиллесова пята» – не что иное, как удержание информации в памяти. Проще говоря, то, что мы узнаем, может не закрепиться в нашем мозгу из-за кривой забывания.

Это означает, что даже самое мощное обучение будет неэффективным, так как перегрузка памяти помешает нам усвоить и сохранить информацию для последующего использования.

Что такое «кривая забывания»?

Идея «кривой забывания» принадлежит Герману Эббингаузу, известному немецкому психологу-экспериментатору. Эббингауз предположил, что человеческий мозг забудет информацию, которую он узнал, если эта информация не будет применена на практике. Чем дольше мы ждем, чтобы применить полученные знания, тем меньше мы их запоминаем. Например, если человека учат, как выполнять базовую операцию обслуживания клиентов, такую как заполнение возврата, но не обязывают применять эту информацию на практике, он постепенно с течением времени забудет о необходимых шагах.

Согласно исследованиям Эббингауза, существует несколько ключевых принципов, связанных с кривой забывания:

  1. Часто учащимся легче запоминать новую информацию, если она связана с реальными ситуациями. Информация должна быть актуальной и значимой для них, иначе они, скорее всего, быстро ее забудут.
  2. При увеличении объема учебного материала значительно увеличивается время, необходимое для усвоения информации.
  3. Как правило, учащимся легче повторно усваивать информацию, чем изучать предмет в первый раз. Кроме того, каждый раз, когда знакомая информация изучается заново, время, необходимое для ее забывания, увеличивается.
  4. Учащиеся могут учиться более эффективно, когда усвоение информации растягивается на более длительный период времени, вместо того, чтобы изучать ее всю сразу.
  5. Учащиеся начинают забывать информацию сразу же после обучения. На самом деле именно в это время забывание происходит наиболее быстро, но со временем оно замедляется.

Существуют различные исследования, касающиеся кривой забывания и уровней сохранения знаний. Согласно кривой забывания Эббингауза, учащиеся забудут в среднем 90% того, что они узнали в течение первого месяца. Однако характер предмета, опыт ученика, возможности его памяти и множество других факторов часто оказывают значительное влияние на степень забывчивости на курсах электронного обучения.

Основываясь на идее кривой забывания, во избежание перегрузки памяти важно, чтобы уроки были как можно более короткими и предполагали последовательное обучение, растянутое во времени. Например, вместо того, чтобы проводить одно онлайн-обучение один раз в год, которое занимает целый рабочий день, вы можете проводить несколько более коротких онлайн-занятий в течении года. Таким образом вы не только предотвратите когнитивную перегрузку, но и дадите учащимся возможность усвоить информацию и более эффективно ее запомнить с течением времени.

Основная цель любого электронного курса или онлайн-тренинга – дать учащимся возможность полностью усвоить новые навыки и знания. Используя кривую забывания при проектировании и разработке электронного обучения, вы можете создать запоминающийся и высокоэффективный курс, чтобы ваша аудитория могла как можно дольше сохранять полученные знания!

Как создать обучение, которое преодолеет кривую забывания?

Авторы и разработчики электронного обучения разрабатывают курсы не просто так, а для того, чтобы ученики применяли полученные знания в своей работе и жизни. Таким образом, идея обучения людей для того, чтобы они в итоге так и не использовали эти знания или навык из-за неизбежной кривой забывания, ужасает с точки зрения потраченных впустую времени, сил и денег.

Поэтому имеет смысл уже при разработке обучения правильно его структурировать, чтобы помочь ученикам удерживать знания и сохранять навыки с течением времени. 

Вот несколько простых советов:

Разрабатывайте учебную среду, а не просто изолированные обучающие мероприятия

Первое, что нужно знать – это то, что изолированные учебные мероприятия в формате «раз и навсегда» в основном обречены на провал с самого начала, особенно если ученики не смогут сразу применить обучение на практике.

Не имеет значения, насколько обаятельными и привлекательными вы были во время обучения, насколько хорошо были разработаны ваши визуальные эффекты или насколько тщательно вы следовали принципам обучения взрослых. Во время разового обучения ученики просто не успеют усвоить и применить полученные знания.

Распределите обучение по времени, создавая обучающие кампании с несколькими мероприятиями и поддерживая учебную среду.

Свяжите новые знания с предыдущими

Если вы хотите, чтобы семя выросло в красивое растение, вам нужно поместить его в плодородную почву. Вам нужно сначала вспахать землю, как бы активировать ее, подготовить. Та же идея применима и к обучению.

Когда вы даете людям новую информацию или пытаетесь помочь им развить новые навыки, вы должны сначала попытаться связать это с информацией, которая уже есть в головах учеников. И поэтому вам нужно  «вспахать почву», пробудив эти имеющиеся знания, прежде чем начать «сажать семена» нового знания.

Зачем? Потому что это облегчит учащимся создание нейронных связей, которые помогут этой новой информации «приняться» в их мозгу, а это означает, что они будут более склонны запоминать и использовать ее в будущем.

Как? Есть много способов сделать это. Один из них – просто начать занятие, спросив учеников, что они знают о теме, прежде чем вы расскажете о ней. Образный язык, включая метафоры, сравнения и контрасты, тоже помогает. И еще одна полезная вещь – это попросить учеников решить проблему, прежде чем вы научите их, как это делать.

Используйте интервальные занятия

Мы уже упоминали об этом выше, когда говорили о том, что однократное обучение неэффективно.

Но важно знать, что возвращение к одной и той же информации и/или теме во время обучения в разные моменты времени помогает ученику сохранить эту информацию.

Основная идея интервального обучения состоит в том, чтобы снова и снова возвращаться к определенной учебной теме, оставляя достаточно времени для того, чтобы ученики забыли что-то, прежде чем вы вернетесь. Этот процесс изучения чего-либо, забывания, затем возвращения и повторного изучения делает обучение «закрепленным» в долгосрочной перспективе.

Есть два основных способа построения интервального обучения. Первый – во время начального вводного или основного обучающего события, а второй – во время начального учебного события и затем во время события, которое следует за начальным.

Когда вы разрабатываете это начальное занятие, подумайте о том, чтобы возвращаться к этой идее несколько раз в рамках одного занятия – сделайте несколько повторений.Также подумайте о внедрении предварительного задания. Например, может быть, самостоятельный онлайн-курс перед начальным обучением.

Кроме того, вы также должны подумать о дополнительном обучении после основного обучения. Здесь может помочь курс микрообучения – вам не нужно проводить часовое занятие, хорошо сработают короткие уроки, чтобы закрепить информацию в памяти. Например, если вы обучаете безопасности, то даже такая простая вещь, как онлайн-кроссворд в соответствующей теме, поможет бороться с кривой забывания.

Убедитесь, что обучение включает поиск и практику

После первоначального обучения попросите учеников вспомнить информацию.

Если обучение было направлено на приобретение знаний, то пусть учащиеся попытаются вспомнить его. Назвать, перечислить, объяснить. Лучше попросить учеников повторить что-то своими словами или заполнить пробелы, чем заставить их отвечать на вопросы с множественным выбором.

Если обучение было направлено на формирование навыка, то пусть ученики попрактикуются и продемонстрируют его. И дайте им необходимую обратную связь или позвольте увидеть последствия своих решений. Это улучшит запоминание.

Пробуйте чередовать

Перемешайте темы, которые вы уже изучили один раз и планируете повторить. Возвращайтесь к ним только после того, как вы изучите что-то новое.

Чередование вызывает некоторую трудность, которая улучшает удержание внимания. Попробуйте как это будет работать у вас.

Разнообразьте практику

Когда ученики тренируются, нарабатывают навыки и закрепляют знания на практике, не заставляйте их делать это каждый раз одинаково. Разнообразьте практические задания и упражнения.

Например, при первом изучении темы и соответственно практике попросите учеников изложить информацию своими словами. Затем в следующий раз попробуйте интерактивную игру в слова или разгадывание кроссворда. В 3 раз сделайте еще что-нибудь другое. Разнообразие также способствует удержанию.

Используйте тестирование в своем обучении

Тестирование полезно как минимум по двум причинам.

Во-первых, потому что это форма поиска информации и ученику, чтобы пройти тест, нужно найти ответ в своей голове. Это заставляет его мозг работать и со временем улучшает обучение.

Во-вторых, потому что это дает ученику возможность получить объективное представление о том, насколько хорошо он справляется с обучением. Легко плыть по течению, думая, что вы что-то хорошо знаете или можете сделать что-то хорошо, когда в реальности все не так. 

Тестирование – это звоночек, который может помочь ученику осознать, что он не овладел чем-то так хорошо, как он думал, или наоборот подтвердить, что все удалось.

Добавьте в обучение преграды и трудности (и научите учеников комфортно и легко их преодолевать)

Ученикам сложно быть объективными, чтобы оценить насколько хорошо они учатся.

Порой наблюдаются очень серьезные отличия между тем, как люди оценивают свои знания после обучения и результатами проведенного тестирования.

Согласно проведенным исследованиям в тех случаях, когда ученики говорили, что многому научились, по факту они мало что усвоили и наоборот, когда учащиеся считали, что запомнили недостаточно, результаты были высокими.

Они часто давали высокие оценки занятиям, которые были веселыми, говоря, что они многому научились (даже если они этого не делали), и ставили низкие оценки занятиям, которые были менее увлекательными и/или требовали больше работы (даже если они действительно многому научились).

Точно так же люди имеют тенденцию переключаться с сложной формы обучения на ту, которая кажется более легкой и комфортной, предполагая, что именно она приведет к лучшему обучению. 

Но, как мы видим, обучение с трудностями и испытаниями приносит большие результаты, и ученики лучше усваивают знания. Это означает, что учащиеся должны осознать, что это нормально, когда обучение временами может быть трудным и не всегда будет очевиден прогресс, а иногда даже временный «откат» назад.

Ваша работа как преподавателя – помочь ученикам в этом процессе, дать им понять, что обучение требует немного усилий и выдержки, и сделать так, чтобы они чувствовали себя комфортно со всем этим. Не старайтесь сделать ваше обучение легким, продумайте занятия/темы/упражнения, которые будут вызывать трудности у учеников и для их прохождения потребуется больше работы.

В качестве заключения

При разработке обучения необходимо учитывать кривую забывания, которая напрямую влияет на усвоение вашими учениками полученных знаний и формирование необходимых навыков.

Разовое обучение обречено на провал. Чтобы преодолеть кривую забывания, вам необходимо развивать учебную среду, проводить интервальные занятия, которые позволят повторять и закреплять информацию снова и снова, добавить разнообразные практические задания и тестирование учеников.

Не старайтесь сделать обучение слишком легким, умеренные трудности в процессе обучения позволят ученикам усваивать информацию лучше и сохранять ее в своей памяти дольше.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите разместить свой курс на платформе?