Современные виды дистанционного обучения

Дистанционное обучение E-learning

Система дистанционного обучения (СДО) в современном мире

История дистанционного обучения

Для того чтобы лучше разобраться в теме, начнем с самого начала. История СДО начинается с первого задокументированного случая, когда один человек начал обучать другого не лично, а на расстоянии. Этим человеком стал Калеб Филипс, который в 1728 году подал объявление в бостонскую газету об обучении стенографии в любой точке страны посредствам почтовой переписки.

С тех пор почта стала основным инструментом дистанционного обучения. С учетом недостатка средств связи, больший акцент в развитии был на системе обучения. Тогда появилась методика образования на расстоянии, которая используется до сих пор: передача материала ученику, изучение, выполнение задания и обратная связь учителя. Различались только темы обучения и способы проверки знаний – от контрольных работ в письме до личного посещения учителя для очного экзамена. 

Интересный факт: развитие обучения на дистанции повлияло на становление равноправия в нашем обществе. Анна Элиот Тикнор в 1873 году основала первую заочную школу для женщин, которая помогала им получить высшее образование с помощью уроков по почте.

Так продолжалось до начала 20-ого века, когда произошел сильный скачок в развитии средств связи. С популяризацией радио стали появляться курсы лекций, которые ученики могли слушать из дома через приемник. С появлением телевидения начали создаваться образовательные передачи и каналы, послужившие прообразом видеолекций, которые активно используются в наше время. Возможность простой записи и воспроизведения аудио и видео подарила нам множество самоучителей, похожих на онлайн-курсы без обратной связи. В 1960-ых годах дистанционное образование зарекомендовало себя как качественный способ обучения и получило международное признание.

Но рывку в развитии, удобстве доступа и распространению обучение на расстоянии обязано появлению Интернета. В течение 1980-х годов сразу несколько крупных университетов занимались разработкой учебных программ, доступ к которым можно было получить через компьютер. И в 1994 году появился первый курс, который можно было полностью изучить через Интернет. А в 1997 году компания Blackboard разработала первую LMS-систему – платформу, на которой мог разместить и пройти учебный курс любой желающий.

Развитие LMS-платформ – сервисов, которые упрощают предоставление уроков для автора курса и ученика, стало трендом в онлайн-обучении и на сегодняшний день.

Вся последующая история развития дистанционного обучения проходила прямо у нас на глазах. Широкое распространение Интернета позволило большему количеству людей обучаться онлайн. Появление смартфонов и планшетов сделали доступ к обучению через Интернет удобнее и еще более доступным. Развитие педагогических методик и форматов уроков повысили качество дистанционного обучения. И на данный момент оно ничуть не уступает очному.

Современные тенденции 

Развитие дистанционного обучения в современном мире идет по трем основным направлениям: методологическому, техническому и практическому.

Методология – методы обучения на дистанции несколько отличаются от обычных, которые принято использовать в очном обучении. Но эти различия минимальны, зато наработки классической педагогики можно эффективно использовать в обучении через Интернет. 

Так, на качество обучения влияет восприятие информации и работа с ней различными способами. Поэтому современные онлайн-школы позволяют авторам курсов создавать текстовые уроки, видеолекции, лекции в аудиоформате, дают возможность максимально визуализировать материал, быстро и доступно давать обратную связь ученикам. То есть основной тренд в развитии современного онлайн-обучения – это возможность задействовать все возможные варианты передачи информации.

Вебинары как вид урока сейчас находятся в тренде. Они позволяют объяснять материал сразу группе учеников и отвечать на вопросы в режиме реального времени, что ускоряет обучение и экономит силы преподавателя на исправлении однотипных ошибок при проверке домашних заданий.

Также развиваются и мотивирующие системы в обучении. LMS-платформы, такие как «АнтиТренинги», предоставляют авторам курсов возможность включить игрофикацию обучающего процесса и отслеживать статистику. Игрофикация помогает ученику поддерживать желание обучаться на высоком уровне, а статистика в том числе помогает преподавателю вовремя отследить, кому нужно уделить больше внимания.

С технической точки зрения развитие дистанционного обучения выражается не так ярко, зато оно имеет стабильный рост. Так, все больше авторов курсов переходят на LMS-платформы. Это сервисы, которые обеспечивают удобство для ученика и преподавателя, объединяя необходимые для процесса функции и позволяя ими пользоваться без специальных знаний.

Также развивается доступность онлайн-обучения с помощью гаджетов. Все больше сервисов предлагают доступ к обучению через приложение, которое работает на любом гаджете.

Но самое важное развивающееся направление дистанционного обучения – это практичность.

Переизбыток информации в современном мире делает более выгодным обучение, которое можно быстро найти, легко пройти и сразу использовать для решения определенной задачи. Как поиск нужной информации в Интернете, но только в виде навыков.

Сейчас в сфере дистанционного образования больше ценятся короткие емкие уроки с упражнениями, которые позволяют вырабатывать навыки. Возможность получить обратную связь от преподавателя, чтобы процесс шел быстрее, а ошибки не закреплялись. Помимо самого обучения важной частью становится указания к тому, как и для чего применять полученные навыки.

Также расширяется область применения дистанционного обучения. Все больше государственных и коммерческих учебных заведений переводят часть учебного процесса в онлайн. Но очное обучение имеет свои неоспоримые плюсы, поэтому учебные заведения чаще совмещают онлайн- и офлайн-уроки, а не переходят в Интернет полностью.

Бизнес тоже не стоит на месте, и в крупных компаниях наметился тренд на перевод корпоративного обучения на дистанцию. Так выходит сэкономить на гонорарах для учителей и тренеров, при этом систематизировать, оптимизировать, повысить качество и скорость получения нужных навыков у сотрудников.

Интересный факт: некоторые крупные компании, такие как Газпром и Walmart, проводят обучение своих специалистов с использованием шлемов виртуальной реальности. Это помогает сотрудникам лучше узнать специфику своей работы и обучаться тому, что требует личного присутствия, из удобного для них места.

Онлайн-обучение без использования LMS-платформ отходит в прошлое, поскольку оно требует слишком больших затрат сил и времени для учителя и ученика, снижает качество и сопряжено с неудобствами.

Общее развитие технологий и дистанционного обучения позволяет одинаково качественно передавать навыки и знания как в личном порядке, так и группе людей одновременно. Конкретнее о плюсах и минусах этих видов обучения через Интернет вы узнаете в продолжении статьи.

Индивидуальное дистанционное обучение

Это вид обучения, когда учитель и ученик работают один на один. Учитель может найти подход и объяснить материал в индивидуальном порядке, а ученик получить исчерпывающую обратную связь. Такой вид обучения отличается повышенным вниманием к ученику, более высоким качеством.

Задачи, которые решает индивидуальное дистанционное обучение

Индивидуальный формат направлен на качественное решение проблемы ученика, передачу ему знаний и навыков, которые сможет применять в жизни лично он.

Поэтому к этому виду обучения чаще всего прибегают в:

  • Консультациях – общение тет-а-тет позволяет выделить личную проблему ученика, конкретизировать потребности, выявить особенности случая и выбрать именно тот способ и набор знаний, который ему поможет
  • Коучингах и тренингах личностного роста – личный подход помогает преподавателю четко отслеживать динамику ученика, мотивировать его наиболее эффективно, давать ему те задания, которые подходят в его случае
  • Терапевтической работе – психология, эзотерика, духовное развитие и другие сферы, в которых решаются внутренние проблемы ученика, эффективнее работают в индивидуальном порядке
  • Обучении, где все зависит от качества – профессиональные навыки, которые определяют будущий успех ученика, лучше передаются в индивидуальном порядке. Поэтому специализированное корпоративное обучение проходит либо один на один, либо в маленьких группах с большим количеством личного внимания

Но это только самые распространенные направления. Обучение с большим количеством внимания ученику выигрывает в качестве, поэтому его можно использовать для любой сферы знаний и навыков.

Плюсы и минусы такого формата обучения

У индивидуального дистанционного обучения есть ряд плюсов:

  • Высокое качество передачи знаний
  • Большое количество внимания ученику
  • Исчерпывающие обратные связи, которые помогают усвоить информацию
  • Возможность использовать подход и методики обучения, подходящие ученику
  • Гибкое расписание занятий, которое можно подстроить под нужды и возможности ученика

Но также есть и минусы:

  • Большие затраты времени для преподавателя
  • Необходимость постоянного присутствия преподавателя в учебном процессе
  • Трудности для преподавателя в одновременном обучении нескольких учеников
  • Зависимость преподавателя от режима ученика
  • В случае отказа от обучения в процессе, преподавателю придется искать нового ученика и начинать все сначала

LMS-платформы в индивидуальном дистанционном обучении

LMS-системы облегчают процесс, дают дополнительные возможности и сокращают количество минусов индивидуального обучения через Интернет. Рассмотрим это на примере платформы «АнтиТренинги»:

  • Платформа оптимизирует мелкие процессы обучения и дает возможность использовать для уроков и проверки домашних заданий один сайт или приложение, а не множество программ. Это облегчает работу и преподавателю и ученику
  • Платформа позволяет вывести часть уроков из режима реального времени без потери качества. При грамотном оформлении курса, использовании всех доступных форматов обучения, таких как статьи с иллюстрациями и схемами, видеоуроки, автовебинары, преподаватель может сэкономить свое время. В то же время ученик меньше зависит от распорядка учителя. При этом платформа дает возможность дать полноценную обратную связь прямо в окне проверки домашнего задания, что оптимизирует процесс
  • Платформа дает возможность обучать сразу несколько человек в индивидуальном порядке, без потери контроля над прогрессом каждого. Для этого на ней есть полноценная статистика обучающихся, возможность общаться лично с каждым через текст, аудиосообщения или видеозвонки, возможность настроить курс с учетом индивидуального обучения на потоке
  • Платформа уменьшает вероятность отказа ученика от обучения. Это происходит благодаря удобным тарифным планам, которые выстраивает преподаватель, геймификации, которая вносит элемент игры в процесс, возможности для преподавателя быстро связаться с учеником и решить его вопросы и проблемы
  • Поддержка отвечает в течении 5-ти минут и помогает решить технические вопросы, возникшие в процессе обучения. Сложности в работе с программами и интегрированными сервисами, непонимание, как использовать функционал и другие проблемы, не отвлекают ученика и учителя от процесса обучения

Это не полный перечень функций и возможностей LMS-платформ для повышения эффективности дистанционного индивидуального обучения. Каждая такая платформа представляет разные условия ее использования. О том, как выбрать подходящую, читайте в этой статье (ссылка на статью про то, как выбрать лмску).

Групповое дистанционное обучение

Обучение в группе дает ряд плюсов для ученика. Например, он может лучше понять материал, слушая ответы других учеников, получить доступную обратную связь у своего однокурсника, обучаться чему-либо с более полным погружении в среду. Поэтому групповое обучение используется и в государственных школах, и в коммерческих курсах.

Задачи, которые решает групповое дистанционное обучение

Групповое обучение больше нацелено на получение знаний, чем на личный контроль над их усвоением. Это делает его удобным в таких сферах, как:

  • Обучение иностранным языкам – ученик погружается в языковую среду и учится не правилам и словам, а использованию языка для общения
  • Обучение, в котором ученики стремятся к какой-то реальной цели – в таком случае они могут общаться, поддерживать друг друга, обмениваться опытом, что улучшает качество обучения и разгружает учителя
  • Обучение, в котором требуется большой запас теоретических знаний – возможность выслушать ответ на чужой вопрос, который ученик не мог сформулировать самостоятельно, помогает получать более объемные знания по предмету

Плюсы и минусы такого формата обучения

Как и в случае индивидуального обучения, групповое обладает рядом плюсов и минусов:

  • Работа в команде повышает уровень практического обучения
  • Элемент состязания и поддержка одногруппников мотивирует учеников вкладываться по полной
  • Возможность получить обратную связь от однокурсника ускоряет процесс обучения и повышает его качество
  • Разнообразие учебных ситуаций помогает автору курса улучшать его быстрее
  • Преподаватель повышает эффективность своей работы через увеличение количества учеников
  • Для поддержания качества обучения преподавателю необходимо тратить больше времени на работу или нанимать дополнительных специалистов
  • Стеснительные ученики могут выпадать из процесса обучения
  • Трудности с личным контролем над усвоением материала каждым учеником снижают качество обучения
  • Трудности в организации уроков в режиме реального времени
  • Групповое обучение больше направлено на получение знаний, чем на решение личных задач и проблем каждого ученика

LMS-платформы в групповом дистанционном обучение

LMS-платформы приходят на помощь авторам курсов, которые рассчитаны на массовое обучение. Так, «АнтиТренинги» дают преподавателям возможность:

  • Четко отслеживать динамику каждого ученика. Для этого на платформе есть встроенная статистика и аналитика, которая позволяет отслеживать успехи каждого ученика, поощрять лучших и уделять больше внимания отстающим
  • Использовать встроенные функции для массового обучения. Так, шаблоны ответов для домашних заданий позволяют в 2 клика давать полноценную обратную связь на часто повторяющиеся ошибки. Возможность создать общий чат для учеников позволяет им общаться в любое время. Сообщения можно отсылать как лично ученику, так и определенной группе
  • Повышать мотивацию к учебе через геймификацию и внутренний магазин достижений. Элементы игры и бонусы, которые можно приобрести за внутриигровую валюту, поддерживают рвение ученика к обучению. А таблица успеваемости вносит элемент соперничества
  • Без проблем проводить вебинары. Лекции с подачей материала и ответами на вопросы в реальном времени улучшают обучение и вовлекают учеников. На платформе можно провести вебинар на интегрированном сервисе и вовремя напомнить ученикам о нем с помощью автоматической рассылки сообщений
  • Постоянно привлекать новых учеников. Платформа интегрирована с множеством сервисов для продвижения курса в Интернете. Гибкая система настройки оплаты позволяет ученику не тратить время на расчеты и выбрать подходящий для себя тариф или способ перевода денег. Большее количество учеников, получивших желаемый результат, привлекает новых

Дистанционное обучение на LMS-платформах

Основным трендом в дистанционном обучении в последнее десятилетие является переход на специализированные сервисы – LMS-платформы. Они позволяют сочетать все лучшее, что можно взять из группового и личного обучения на расстоянии, оптимизировать процессы, дать простой доступ к курсу для ученика и гибкие возможности в создании и управлении для автора.

Возможности, которые дают LMS-платформы для дистанционного обучения

Платформы для дистанционного обучения развиваются и постоянно дают своим пользователям уникальные возможности, которые облегчают и улучшают качество обучения.

На данный момент можно выделить список характеристик, которыми обладает передовая LMS-платформа.

Для автора курса:

  • Понятный и удобный интерфейс – это позволяет запускать и управлять онлайн-школой без специальных знаний и постоянного обращения в техническую поддержку
  • Стабильность – это позволяет автору курса предоставлять свои услуги постоянно, не зависеть от технических неполадок платформы
  • Быстрая и качественная техническая поддержка – проблемы в работе могут возникнуть в любой момент, поэтому важно, чтобы была возможность обратиться к специалисту, который поможет их устранить
  • Мультиплатформенность – доступ к обучению и возможность управлением курсом с любого устройства привлекает больше учеников и облегчает работу владельца школы
  • Широкий спектр форматов для уроков – чем больше разных видов учебных материалов используется в курсе, тем выше его качество, поэтому платформа должна давать возможность создавать уроки с видеолекциями, статьями, иллюстрациями и т.д.
  • Развитие и модернизация – чтобы ваш курс не терял актуальности, платформа, на которой он размещен, должна развиваться и добавлять новые функции
  • Гибкий тарифный план – чем больше вариантов оплаты представляет платформа, тем легче будет выбрать именно тот, который позволит вам пользоваться ей максимально эффективно
  • Интеграция со сторонними сервисами – хорошая платформа позволяет настраивать работу с необходимыми для удобного предоставления обучения сервисами
  • Возможность быстрой связи с учеником – это ускоряет процесс обучения, позволяет в моменте корректировать или оповещать ученика
  • Разные виды контрольных заданий и автоматизация их проверки – это позволяет преподавателю тратить меньше времени на контроль усвоения материала, а ученику – быстрее приступать к следующему уроку

Платформа «АнтиТренинги» (ссылка на актуальный лендинг) предоставляет своим пользователем все эти функции, обладает уникальными, и постоянно добавляет новые.

Чтобы выбрать подходящую платформу для онлайн-обучения, рекомендуем прочитать эту статью (ссылка на статью по выбору лмски).

В качестве заключения

Дистанционное обучение – это отрасль, которая за последние 300 лет развилась настолько, что стала прямым конкурентом обычного очного обучения. Методики, техническое оснащение, специальные сервисы делают обучение на расстоянии в наше время доступным для любого человека. LMS-платформы зарекомендовали себя, как действенный способ оптимизации и предоставления курсов через Интернет, а их развитие напрямую влияет на развитие всего дистанционного образования в целом.

Так что, если вы задумывались о том, чтобы начать обучать людей через Интернет, самое время запустить свою онлайн-школу. Тогда вы сможете встать у руля в своей нише и получить конкурентные преимущества, которые дают создание дела первым.

Прочитайте эту статью (ссылка на статью про шаги создания онлайн-школы), чтобы узнать, как быстро создать и запустить онлайн-школу, которая будет приносить вам хорошие деньги.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите создать свой курс на нашей платформе?