Прокторинг — это система контроля за соблюдением правил во время сдачи экзаменов или тестов в онлайн-формате. Это относительно новое понятие получило широкое распространение в последние годы, особенно в условиях массового перехода на дистанционное обучение. Однако внедрение этих систем вызвало вопросы о том, насколько они эффективны, оправданы и необходимы.
С 1 сентября 2024 года прокторинг обязателен в России для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для онлайн-школ. Поэтому нужно разбираться, что это такое.
Виды прокторинга
Прокторинг представляет собой не просто наблюдение за процессом сдачи экзаменов, а комплекс мер, который может включать в себя отслеживание действий студента на компьютере, мониторинг его поведения с помощью веб-камеры, а также фиксацию подозрительных активностей. Несмотря на свою распространённость, у многих пользователей остаются сомнения относительно конфиденциальности данных и этических вопросов, связанных с прокторингом.
Виды прокторинга:
Пассивный мониторинг программного обеспечения
Эта система работает путем отслеживания действий на компьютере учащегося: какие приложения запускаются, как часто происходит переключение между ними. Такой подход фиксирует любые попытки нарушить условия сдачи экзамена, однако ограничивается лишь наблюдением без активного вмешательства.
Активное ограничение ПО
В отличие от пассивного мониторинга, активное ограничение блокирует доступ к другим приложениям во время экзамена. Это может быть реализовано через такие инструменты, как «Блокировка браузера», которая закрывает доступ к нежелательным ресурсам. С точки зрения организации, такой метод требует меньше затрат, чем видеонаблюдение, но также имеет свои недостатки.
Пассивное видеонаблюдение
Данный вид прокторинга использует видеозаписи и аудиофайлы, которые потом анализируются на наличие подозрительных действий. Хотя контроль в реальном времени отсутствует, автоматизированные системы могут выявить нарушения, такие как подмена экзаменуемого или копирование ответов. Однако этот метод не гарантирует полного контроля над ситуацией, поскольку программа может не всегда точно оценить поведение учащегося.
Активное видеонаблюдение
При таком подходе проктор (наблюдатель) следит за студентами в режиме реального времени через веб-камеру. Один проктор может контролировать несколько экзаменуемых одновременно, что повышает эффективность системы. Однако это требует значительных ресурсов, особенно в случае массовых экзаменов, а также вызывает дополнительные вопросы о приватности.
Ограничения и последствия онлайн-прокторинга
Во время пандемии COVID-19, когда многие университеты были вынуждены перейти на онлайн-формат, прокторинг получил широкое распространение. Однако с этим возникли и проблемы, такие как неподготовленность преподавателей к новому формату и сложность оценки знаний в дистанционном режиме. Многие университеты в результате отказались от прокторинга или сократили его использование, поскольку эта технология оказалась слишком затратной.
Несмотря на очевидные преимущества дистанционного контроля, онлайн-прокторинг не лишён своих ограничений. Одной из главных проблем остается сложность технического обеспечения таких экзаменов. Например, необходимы дополнительные ресурсы для блокировки нежелательных действий, а также специализированное ПО для мониторинга. Эти меры часто вынуждают разработчиков упрощать задания, чтобы учащиеся могли справиться с ними в условиях жесткого контроля.
Согласно исследованию НКО Educause, более 58% образовательных учреждений указывают на высокую стоимость онлайн-прокторинга как на ключевую проблему. Вторым по значимости вопросом (51%) является обеспечение конфиденциальности данных студентов. Это связано с тем, что многие учащиеся и преподаватели опасаются утечки личной информации при использовании таких систем.
Прокторинг как инструмент для борьбы с нарушениями
Одним из главных аргументов в пользу прокторинга остаётся борьба с мошенничеством во время экзаменов. Согласно исследованиям, до 70% студентов хотя бы раз пытались списать на дистанционных экзаменах. Внедрение систем прокторинга помогает сократить количество нарушений за счет строгого контроля за действиями экзаменуемых. Однако многие эксперты продолжают утверждать, что это лишь временное решение, и в будущем необходимо разрабатывать более гибкие и менее инвазивные подходы к оценке знаний.
Что делать онлайн-школам?
Можно обсуждать целесообразность, этичность и эффективность прокторинга. Но это на самом деле не решает главный вопрос – как его внедрить. Ведь хорошо это или плохо, но есть требования законодательства, которые нужно выполнять. И это уже не повод для дискуссий.
В реальности выбор небольшой:
- Разрабатывать собственные системы контроля, что на практике оказывается долго, сложно и дорого.
- Воспользоваться услугами специализированных платформ, которые уже имеют необходимые инструменты для прокторинга.
Вот пример, как это происходит на Антитренингах.
Запуск курса с прокторингом – просто и удобно! При прохождении тестов активируется наблюдение, и вся сессия будет записана. Наблюдение происходит одновременно через вебкамеру, микрофон и экран, чтобы охватить разные варианты.
Как это работает:
- При создании курса/теста нужно выбрать опцию прокторинга на платформе.
- При тестировании система следит за соблюдением всех требований законодательства.
- Камера отслеживает присутствие ученика в кадре, голоса “за кадром”, переключение на другие вкладки и подобные нюансы.
- При нарушениях появится предупреждение. Указывается, что именно студент нарушил и дается 30 секунд, чтобы исправить ситуацию.
Безопасность и контроль на высшем уровне. Платформа для онлайн-обучения полностью берет на себя задачу обеспечения безопасности и защиту данных. Прокторинг требует передачи большого числа конфиденциальных данных, поэтому вопрос этот очень важен. Антитренинги предлагают надежную систему защиты личной информации. Это серьезное преимущество, которое нельзя игнорировать.
Хотите организовать надежное онлайн-обучение? Присоединяйтесь к Антитренингам – это удобно, безопасно и легко.
Онлайн-прокторинг стал важным инструментом в условиях массового перехода на дистанционное обучение, однако его внедрение связано с множеством проблем — от высокой стоимости до сложностей с конфиденциальностью. В то же время, с развитием технологий и наличием таких платформ как Антитренинги, можно легко и в соответствии с требованиями закона сделать процесс сдачи экзаменов более безопасным и эффективным. Не нужно изобретать велосипед, все уже сделано за вас. Просто посмотрите условия работы на платформе и адаптируйте процессы под новую законодательную базу!