Гибридное обучение сочетает формальное обучение с неформальным и экспериментальным обучением. Такое обучение должно обеспечивать правильную комбинацию учебных ресурсов и методов (например, асинхронные модули электронного обучения, видео, моделирование, вспомогательные средства в дополнение к взаимодействию с преподавателями или виртуальными наставниками) для достижения учебных результатов.
Говоря о том, что курс будет следовать гибридной модели обучения, обычно подразумевается, что ученик может участвовать в занятии лично в один день и онлайн на следующий. Или одни ученики могут участвовать лично, а другие – онлайн. И результат обучения будет тот же.
Гибридное обучение можно сравнить с гибридным автомобилем, когда водитель может выбрать, как ему ехать сегодня – с использованием бензина или электричества, или даже их комбинации, но результатом всегда будет движение.
Конечно, чаще всего местные ученики посещают занятия лично, а другие – дистанционно, поэтому крайне важно, чтобы гибридный курс обеспечивал одинаковое качество обучения для обеих категорий. По сути, гибридное обучение требует, чтобы преподаватели эффективно предоставляли материал двумя разными способами одновременно.
Кроме того, когда у учеников есть выбор, они не всегда выбирают режим, который будет определять приоритетность их обучения. Например, нетрудно представить себе учащегося в аудитории, который предпочитает поспать с утра, потому что знает, что занятие записывается. Таким образом, цель должна состоять в том, чтобы как в аудитории, так и в удаленном режиме получить максимально возможное качество обучения.
Разработка гибридного обучения
В основе дизайна любого курса должен лежать четкий набор учебных целей. Если вы нуждаетесь в эффективном обучении внутри вашей компании, имеет смысл вывести учебные цели из бизнес-целей.
Чего вы хотите добиться от своих сотрудников? Чему они должны научиться, прежде чем достичь этого? Какое поведение они должны выработать, чтобы добиться успеха в своих ролях? В каких областях их эффективность не соответствует требованиям?
Советы по эффективному проведению гибридного учебного курса
Когда у вас есть твердые фундаментальные цели, вы можете приступить к решению проблем, связанных с гибридным обучением. Трудность вовлечения в занятия как очных, так и дистанционных учеников, а также поддержания качества между этими режимами может быть решена с помощью методов, описанных ниже. Эти шаги представляют собой передовой опыт для преподавателей, использующих гибридную или удаленную среду обучения.
Сознательное общение
Четкая речь – это фундаментальная часть занятий, но она еще более важна, когда задействованы камеры и микрофоны. Допустим, ученик задает вопрос в аудитории, но он говорит слишком тихо, чтобы его услышали удаленные ученики. Преподаватель может помочь онлайн-учащимся не отвлекаться от лекции, четко повторяя вопрос, прежде чем на него ответят. Четкое повествование помогает ученикам оставаться настроенными и сосредоточенными, в том числе и тем, кто участвует дистанционно.
Опрос
Вопросы стимулируют размышления и вовлеченность, а интерактивные инструменты опроса, которые запрашивают обратную связь от учащихся во время занятий, могут активизировать каждого ученика.
Это не только помогает учащимся обратить внимание, но и позволяет преподавателю получить четкую обратную связь о том, когда корректировать курс, если определенный материал непонятен и нуждается в разъяснении.
Обсуждения в малых группах
Широкое распространение надежной видео-конференц-связи значительно повысило эффективность гибридного обучения. Многие платформы поддерживают дискуссионные комнаты, где могут проходить обсуждения в небольших группах, не уступающие таковым в аудитории.
Интеграция опыта
Вы можете спланировать онлайн-взаимодействие и личное общение таким образом, чтобы они поддерживали друг друга. Например, назначьте сложные и увлекательные задания для онлайн-обучения, а затем обсудите их лично, задавая вопросы. Если вы поощряете онлайн-обсуждения, упомяните их в классе, чтобы подтвердить их ценность.
Учебный подход, ориентированный на учащихся
В гибридной модели поощряйте учащихся контролировать свое обучение. Начните с предоставления ученикам возможности выбирать, как им взаимодействовать с контентом. Затем предложите им следить за своим обучением. Онлайн-составляющую гибридного обучения помогут отслеживать современные платформы управления обучением, например, АнтиТренинги, Moodle LMS. Раздел аналитики сервисов позволит контролировать успеваемость учеников и улучшать качество учебных материалов.
Поддержка успехов учеников
В гибридном обучении учащиеся должны быть более самостоятельными. Установите четкие ожидания и создайте поддержку для самостоятельного обучения, например, поощряйте учеников планировать, проверять свое понимание, изучать больше по мере необходимости и размышлять над своим обучением.
Чтобы еще больше поддержать их успех, помогите им использовать инструменты, проведя сеанс ознакомления с технологиями, чтобы узнать, как их использовать и куда обращаться за помощью.
Такой подход может не только помочь сохранить мотивацию учащихся, но и сформировать важный навык на протяжении всей жизни: самоуправление.
Заключение
Гибридное обучение означает одновременное обучение учеников очно, непосредственно в аудитории и с помощью онлайн-инструментов (сервисов для видеоконференций, LMS). Гибридные группы сильно различаются в зависимости от преподаваемого предмета и потребностей учащихся.
Одним из самых больших преимуществ гибридного учебного курса является гибкость проведения. Ученики могут очно познакомиться с основными концепциями темы, которые требуют дополнительного объяснения, и получить практический опыт в специально оборудованных лабораториях или классах. А также дистанционно повторить и закрепить полученные знания, пройти тестирование и выполнить тренировочные задания. Все это возможно благодаря современным LMS-системам, которые позволяют не только хранить все учебные материалы в одном месте, но и максимально автоматизировать процесс предоставления обучения: от выполнения домашних заданий к урокам до получения сертификата о завершении обучения.