Если вы хотите создавать более эффективные учебные материалы, вам нужно знать, как их правильно фрагментировать.
Фрагментация, дробление, разделение на части – это процесс разбивки учебных материалов на более мелкие части (разделы, модули, конкретные уроки и т.д.) с последующим расположением их в такой последовательности, которая облегчает усвоение материала учащимися.
Почему это так важно?
При создании обучения вы должны понимать и учитывать то, как люди учатся. И разбивка материалов на более мелкие части позволяет это сделать.
Обучение включает в себя получение сенсорной информации из внешнего мира и ее перемещение по трем различным структурам нашей системы памяти. Давайте рассмотрим весь процесс подробно:
Это все, что происходит вокруг вас во время обучения. Включает в себя учебные материалы, а также многое другое – температуру в помещении, щебетание птиц за окном и т. д.
Информация из внешнего мира наполняет вашу сенсорную память, но она задерживается там лишь на короткий период времени и большая часть не привлекает вашего сознательного внимания.
Часть информации из сенсорной памяти переходит в рабочую. Загвоздка в том, что ваша рабочая память может работать только над небольшим количеством вещей одновременно (около 4) и может удерживать информацию только в течение короткого периода времени (около 10 секунд).
Часть, но не вся информация из вашей рабочей памяти будет затем перенесена в вашу долговременную память. Этот процесс называется кодированием. Кажется, что долговременная память безгранична – нет никаких ограничений на количество информации, которую она может хранить, или на то, как долго она может ее хранить.
Информация в долговременной памяти «упаковывается» в структуры, называемые схемами. Как только информация попадает в долговременную память, она может быть восстановлена позже, когда это необходимо. В этот момент она возвращается из долговременной памяти в рабочую.
Таким образом, рабочая память является «слабым местом» в процессе обучения. Она может хранить информацию только в течении короткого периода и не может хранить ее много.
Очень легко перегрузить рабочую память – дать ей слишком много информации и она просто потеряет ее часть. Это называется когнитивной перегрузкой. И если вы перегружаете рабочую память, то эта информация не имеет шансов попасть в долговременную память, а затем быть извлечена и использована.
И здесь на помощь приходит дробление материала на части. В итоге мы разбиваем учебный материал на части, потому что знаем, как человеческий мозг обрабатывает информацию во время обучения, и не хотим перегружать рабочую память. Разделение материала на части позволяет избежать перегрузки рабочей памяти. Это также имеет значение в кодировании информации при переносе в долговременную память.
Напомним, что фрагментация означает то, что мы берем информацию и разбиваем ее на маленькие части. Но также важно помнить, что затем вы объедините эти маленькие фрагменты в некоторую организованную последовательность обучения для вашего ученика.
Таким образом, вы можете воспринимать разбивку на части как двухэтапный процесс, в котором разработчик учебных материалов:
Ниже вы найдете советы по оптимальному размеру частей ваших учебных материалов и порядке их организации.
Как вы знаете, прежде чем создавать обучение, вы должны лучше узнать своих учеников, для которых оно предназначено. Это позволит вам разработать учебную программу, которая будет соответствовать их потребностям в обучении.
И одна из самых важных вещей, которую вы можете узнать – это их имеющиеся знания в конкретной теме.
В частности, важно понимать, являются ли они новичками в теме или хорошо информированными экспертами.
Почему это так важно?
Вы можете подумать, что эксперты в теме могут обработать больше блоков информации, чем новички. Но это не так. У новичков и экспертов одинаковый лимит рабочей памяти – около четырех блоков.
Но что отличается, и что ДОЛЖНО влиять на структуру вашего обучения, так это размер этих блоков. Новички могут работать с 4 небольшими фрагментами, в то время как для экспертов эти 4 фрагмента будут уже большими по объему.
Почему эксперты могут работать с большими блоками информации? Да потому, в их долговременной памяти уже есть схемы, которые они могут использовать для потребления и осмысления новой информации. Эти схемы «поддерживают» процесс обучения эксперта в данной теме. И часть вашей работы как разработчика учебной программы состоит в том, чтобы предоставить так называемые «кирпичики» для начинающих учеников, у которых нет встроенной поддержки на основе имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти.
Как правило, создаваемое вами обучение состоит из нескольких уроков или даже курсов. Поэтому начните с разбивки всей учебной программы на более мелкие части. Например, ваша учебная программа может включать модули, ваши модули могут включать темы, ваши темы могут включать уроки, а уроки – упражнения.
Важно не то, какие понятия вы используете для учебной программы/модуля/темы/урока/упражнения, а то, что они разбиты и организованы логически.
В некоторых случаях эта стратегия будет последовательной и линейной, потому что вы создаете линейное обучение для своих учеников. В других случаях, когда вы создаете нелинейное обучение, вы можете организовать все по-другому, например, основываясь на концепции.
Возможно, с первого раза вы не получите идеального результата. Возвращайтесь и исправляйте все при необходимости. Это не фиаско, это процесс совершенствования. Обучение всегда связано с оценкой, анализом и постоянным улучшением.
В обучении «меньше всегда лучше, чем больше». Пока вы все еще находитесь на стадии проектирования, обратите внимание на материалы, которые вам не нужны и их легко можно вычеркнуть из обучения. Порой это сложно сделать, но это позволит вам включить в обучение более эффективные материалы для ваших учеников. Откажитесь от всей информации типа «полезно знать» и «интересный факт».
В конце концов, вы начнете создавать обучение для одного «момента» – продумывать каждый слайд, каждую страницу и каждый урок. Постарайтесь представить только одну идею на экране и сделайте ее краткой и понятной. Помните об ограничениях рабочей памяти и убедитесь, что вы не перегружаете ее.
Расположены ли они в логическом порядке? Не даете ли вы слишком много блоков информации, прежде чем ученики смогут попрактиковаться или сделать перерыв? Помните, что у вас есть только 4 блока, чтобы учащиеся смогли усвоить ваши учебные материалы.
Есть несколько способов упорядочить блоки ваших учебных материалов. Вот несколько из них:
Может существовать некий логический порядок, который «встроен» в тему. Например, по географическому признаку, хронологии и т.д.
Если вы обучаете кого-то выполнять рабочую задачу, имеет смысл упорядочить обучение в том же порядке, в каком ученик будет ее выполнять. Это особенно актуально для курсов по рабочим процедурам и техническим моментам.
Во многих случаях обучение будет представлять собой поэтапный процесс, в котором вы изучаете предварительное условие, а затем осваиваете материал, который зависит от знания предварительного условия. Хотите научить кого-нибудь устранять неполадки в сложной системе? Вероятно, лучше всего начать обучение с объяснения как работает эта система.
Обучение поиску и устранению неисправностей или решению проблем может быть организовано в виде базовой причинно-следственной схемы. Вы можете представить обучение сотрудников по обслуживанию клиентов в виде «плохих» и «хороших» шаблонов поведения и показать результаты, к которыми они могут привести.
Начните с общей информации, а затем «углубитесь» в детали. Сделайте обзор, а затем расскажите, как следует использовать различные части или детали общей системы.
Это может быть полезно во время длительного обучения. Лучше работает повторение для целой темы, чем для отдельного урока. В начале обучения вы даете концепцию, а затем по ходу дальнейшего изучения от модуля к модулю возвращайтесь к этой концепции, осваивая ее более глубо с помощью различных способов.
Если в вашем обучении нет строго порядка (см. пункт 3), вы можете сначала предложить простые материалы, а затем уже дать более сложные.
Учащиеся соотносят новую информацию с той информацией, которой они уже владеют. Таким образом, имеет смысл активировать знания, говоря об известных вещах, прежде чем изучать новое и неизвестное.
Это может быть полезно, если у ваших учебных материалов нет реальной внутренней структуры. Например, базу знаний, к которой могут обращаться ваши ученики, чтобы найти ответы на свои вопросы и необходимые подсказки следует структурировать по категориям. Так поиск информации будет быстрый и точный, что улучшит качество вашего обучения.
Например, на платформе «АнтиТренинги» вы можете объединить уроки не только в конкретные курсы, но и в отдельные темы внутри самого курса. Это позволяет выстроить четкую и понятную структуру обучения и систематизировать все учебные материалы.
Обычно используется в глоссариях, полезных файлах программного обеспечения и подобных контекстах. Учащимся легко ориентироваться в учебных материалах и находить необходимую информацию.
В зависимости от вашего контента, вы можете размещать материалы в порядке важности: от самым важных в начале до менее важных в конце и наоборот. Это особенно полезно, если учебная тема не имеет внутренней структуры.
Не забудьте также продумать обучение, которое будет распределено по времени и не закончится единичным обучающим мероприятием. Проведите первичное базовое обучение, за которым обязательно будут следовать небольшие курсы повышения квалификации или тренировки по отработке навыков.
Используйте описанные выше советы и рекомендации, чтобы разбить ваше большое обучение и учебные материалы на части, которые ваши ученики легко и эффективно усвоят. Так изученная информация надолго останется в их памяти и они смогут ей воспользоваться и после обучения.
Хотите запустить свою онлайн-школу? Для этого сегодня не нужно придумывать решение с нуля. Есть большой…
Обзор основных характеристик, на которые следует обратить внимание при выборе платформы. Советы, базовые и не…
Исследование предпочтений пользователей и требований к содержанию образовательного контента. Общение с преподавателями, обучение с применением…
Чат-боты — это программы для автоматизации общения с пользователями через чат-интерфейсы. Их используют для различных…
Платформа для онлайн-школы: почему все больше образовательных учреждений выбирают этот путь. Причины перевести свой бизнес…
Немного о Юле: Юлия Кузьмина — стратег для продвижения и развития бизнеса по оказанию услуг,…