Андрагогика или обучение взрослых: понятие и принципы

Обучение взрослых E-learning

Андрагогика подразумевает подход в обучении, ориентированный на взрослых, которые склонны учиться по-разному в зависимости от того, что они хотят знать. В отличие от детей, взрослые, как правило, ориентированы на выполнение задач, самостоятельны и ищут знания, относящиеся к их работе или жизни. Взрослые также склонны к неформальному образованию, то есть к обучению вне традиционного класса, и с большей вероятностью разовьют привычки к обучению на всю жизнь.

Таким образом, андрагогика подразумевает, что взрослых можно определить как отдельную группу учащихся с особым набором учебных потребностей, которые могут быть удовлетворены инструкторами и разработчиками курсов определенным образом.

Эта концепция не нова. Впервые термин «андрагогический» был введен в употребление Александром Каппом в 1833 году в его работе для описания теории образования, разработанной еще Платоном. Малкольм Ноулз и Эдуард Линдеман внесли большой вклад в исследование обучения взрослых, и именно с ними современные педагоги ассоциируют теорию андрагогики.

Тогда возникает вопрос: «Что такое образование взрослых? Что делает образование или обучение специфичным для взрослых?»

Образование взрослых ориентировано на непрофессиональные идеалы, то есть обучение, которое не является специфическим для повседневных занятий отдельных людей, а в большей степени сосредоточено на развитии гражданской или общественной ответственности в человеке. Достижение этого означает, что акцент делается на ситуациях, а не на предметах. Это основное различие между традиционным обучением в классе, где предметы преподаются учителем и предполагается, что знания будут усвоены учащимися.

Наиболее важным аспектом обучения взрослых является опыт, который ученик приносит с собой на занятие.

Отличия обучения взрослых от обучения детей

Особенности, которые отличают обучение взрослых от обучения детей: 

  • Самооценка. Взрослые, как правило, сами контролируют и управляют своим обучением, хотя есть временные ситуации, которые могут сделать их более зависимыми от инструктора.
  • Опыт. Взрослые люди обычно придают больше значения и ценности знаниям, которые им требуются для конкретного опыта.
  • Готовность обучаться. Взрослые решают, что им нужно учиться, когда они сталкиваются с трудностями или какой-либо проблемой, с которой они не знакомы.
  • Ориентация на обучение. Взрослые больше сосредоточены на своей успеваемости в процессе обучения и на самом обучении.
  • Мотивация учиться. Описанные выше особенности влияют на мотивацию взрослых учеников. Они рассматривают свой опыт, чтобы справиться с новой проблемой, и когда их опыт оказывается недостаточным, они ищут возможности для обучения, чтобы преодолеть проблему.

Взрослые усваивают новые знания и находят новые способы применения этих знаний в других ситуациях.

Кроме того, они рассматривают новые вопросы, что приводит к непрерывному обучению в рамках самостоятельного процесса самопознания.

Принципы андрагогики

В отличие от детей, взрослые хотят участвовать в планировании обучения и оценке своего прогресса. Кроме того, взрослые считают, что их опыт должен влиять на процесс обучения. 

Рассмотрим подробнее основные принципы андрагогики:

Взрослые должны участвовать в планировании и оценке своего обучения

Этот принцип создает основу для ключевого элемента программы обучения взрослых. Взрослые хотят знать, что они будут изучать, как это будет преподноситься и как они будут оцениваться. Взрослые хотят вникнуть в суть содержания, понять, что они хотят знать, и почувствовать, что их оценивают справедливо. 

Однако они также хотят участвовать в определении тем и содержания для обсуждения, исходя из своего опыта и того, с чем у них возникают проблемы. Это может создать трудности для инструктора, проводящего обучение.

Опыт (включая ошибки) является основой для учебной деятельности

У каждого взрослого есть некий опыт взаимодействия с тем или иным предметом, от нулевого до продвинутого. Важно учитывать способы, как ученик может использовать этот опыт в обучении. Например, партнерство более опытного ученика с менее опытным может принести пользу обоим. Более опытный получает возможность практиковаться в передаче своих знаний и опыта, а менее опытный человек извлекает пользу из этого. 

Другой метод – предоставить людям с любым уровнем опыта возможность участвовать в групповых обсуждениях.

Взрослые больше всего заинтересованы в изучении предметов, имеющих непосредственное отношение к их работе или личной жизни

В какой-то момент взрослые переходят от обучения ради обучения к тому, чтобы научиться решать проблему, с которой сталкиваются. Например, опытный программист, изучающий новый язык программирования, может понимать основы языка, но задает вопрос: «Я знаю, как это сделать на языке программирования A, как мне это сделать на языке программирования B?» Они не хотят начинать с самого начала, а погружаются в содержание в том месте, где возникает их вопрос.

В центре внимания обучения взрослых стоят конкретные проблемы, а не содержание

Это продолжение предыдущего принципа. Когда мы молоды, обучение осуществляется путем сосредоточения нашего внимания на содержании. С возрастом мы переходим к проблемно-ориентированному подходу. Мы начинаем задаваться вопросами уже в старших классах, например: «Где в жизни мы используем знания по алгебре или геометрии?» Этот подход, ориентированный на содержание, не дает понимание, зачем нам нужно знать это содержание. 

Проблемно-ориентированный подход представляет проблему, а затем дает контент для решения этой проблемы. Например, если вы интересуетесь обработкой дерева, нужны знания геометрии и алгебры, чтобы убедиться, что проект, который вы создаете, квадратный, в нем верно соблюдены пропорции и он выглядит эстетично.

Роль инструктора

Специфика обучения взрослых требует от педагога другого подхода. Преподавателю необходимо потратить больше времени на предварительное понимание уровня опыта учащихся и определение того, что ученик хочет знать по данному предмету.

В рамках диагностики педагог должен работать с учениками, чтобы понять, каковы их потребности в обучении и как адаптировать под них содержание курса, чтобы охватить требуемые элементы и, где возможно, расширить его для изучения конкретных тем, поднятых учениками. 

Если только несколько учеников заинтересованы в конкретном предмете, преподаватель может разработать для них отдельный курс или адаптировать существующий, чтобы удовлетворить их интерес.

Эти факторы влияют на то, как педагог будет подходить к процессу обучения. Следует скорректировать стратегии обучения под содержание в зависимости от того, как ученики предпочитают учиться. 

Наконец, работа с учениками по разработке способов оценивания их знаний позволит им участвовать в оценке собственной успеваемости и положительно относиться к своей оценке.

Когда следует использовать андрагогику?

Правильно использовать андрагогический подход в любых ситуациях, когда задействованы взрослые. В частности, адаптационное обучение, профессиональное развитие, тематические исследования, ролевые игры, симуляции и онлайн-обучение.

Андрагогика также уместна в ситуации самостоятельного обучения, так как ученик сам выбирает путь, который ему наиболее интересен. Это ставит его на путь самопознания и позволяет интересоваться как базовыми темами, с которых он начинает, так и продвинутыми, которые позволяют ему повышать имеющийся уровень знаний.

Взрослые учащиеся примут оценку своей успеваемости в обучении при условии, что они считают ее справедливой.

Самостоятельное обучение может быть сложно оценивать с помощью формального тестирования, и посещение занятий в большей степени является добровольным.

Сильные и слабые стороны андрагогики

Как у любой теории обучения, у андрагогики есть сильные и слабые стороны. 

Сильные стороны этой теории:

  • Самопознание – ученику предлагается определить, что он хочет узнать, и изучить не только эту тему, но и проявить любопытство к новым темам, которые он обнаружит на своем пути обучения.
  • Эмпирическое обучение – учитывает опыт, который учащийся уже имеет в данной теме содержания обучения, и позволяет ему использовать этот опыт.
  • Подход к решению проблем – акцент делается на проблеме, которую должно решить обучение, а не на его содержании.
  • Обучение имеет отношение к задаче, работе или ситуации – поскольку оно актуально или учащийся считает его актуальным, то появляется мотивация завершить обучение. Как только содержание окажется несущественным для рассматриваемой проблемы, ученики прекратят обучение.

Слабые стороны:

  • Формальное и неформальное обучение – теория противопоставляет их друг другу. Формальное обучение – это то, чему учат в классе, а неформальное – то, чему учатся на собственном опыте или в процессе самостоятельного обучения.
  • Все зависит от инициативы взрослых учеников –  самостоятельное обучение лежит в основе теории, но не является единственным. Минус здесь в том, что если взрослый учащийся сбивается с пути или начинает отставать, его мотивация снижается, так же как и тогда, когда он больше не считает содержание актуальным для своей проблемы.

В качестве заключения

Люди разных возрастов учатся по-разному. И у взрослых учеников есть своя специфика в обучении, это нужно учитывать при разработке курсов для них. Взрослые ориентированы на выполнение конкретных задач, предпочитают учиться самостоятельно и для них актуальны знания, которые напрямую связаны с их работой и жизнью.

Идеальным вариантом для обучения взрослых является электронное или онлайн-обучение.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите разместить свой курс на платформе?