3 самые популярные обучающие теории учебного дизайна

Учебный дизайн Онлайн образование

Многие  специалисты по электронному обучению, особенно те, кто только начинает свою практику, часто спрашивают о необходимости теории. Зачем вообще возиться с теорией учебного дизайна? Разве недостаточно практики?

Практика и теория на самом деле идут рука об руку. Это относится не только к учебному проектированию, но и к любой другой области или дисциплине. Теория не только не наносит вред вашей практике, но на самом деле помогает вам улучшить качество материалов для электронного обучения. Хотя теория обучения не решает все ваши проблемы проектирования, она обеспечивает ясность на протяжении всего процесса и направляет вас к поиску решений.

Три самые популярные обучающие теории учебного дизайна

Из множества теорий электронного обучения, влияющих на практику, 3 из них используются профессионалами ежедневно. И все они озадачены тем, КАК ученики будут учиться. Имея представление о каждой из них, вы можете понять, что хорошо работает в учебной среде. Вы можете, конечно, комбинировать эти теории в зависимости от ваших целей как проектировщика обучения, бизнес-целей вашей организации или организации-клиента, потребностей обучающихся и предмета изучения.

  1. Бихевиоризм

Эта теория фокусируется на наблюдаемом и измеряемом поведении человека, которое повторяется до тех пор, пока не станет автоматическим. Она также имеет дело с тем, как внешняя среда человека формирует его поведение.

Поскольку теория заинтересована только в количественном наблюдении реакций на стимулы, она полностью игнорирует возможность мыслительных процессов в сознании учащегося. Она касается только того, «что» нужно знать учащимся, что объясняет использование бихевиористами таких методов, как идентификация, механическое запоминание (заучивание наизусть) и ассоциации.

В формировании навыков применяется тот же бихевиористский подход, когда мы наблюдаем за конкретным навыком и практикуем его. Задача ученика – запомнить навык и отреагировать, в то время как преподаватель предлагает обратную связь (указывает, является ли ответ правильным или неправильным) и обеспечивает практику.

Считается, что бихевиоризм применим к учебному дизайну, когда вы стремитесь:

  • Создавать измеримые и наблюдаемые результаты обучения среди учеников
  • Использовать материальные вознаграждения и информативную обратную связь для улучшения успеваемости учащихся
  • Помочь учащимся овладеть набором предсказуемых навыков или поведения
  1. Когнитивизм

Как и бихевиоризм, когнитивизм наблюдает новые модели поведения. Но когнитивизм фокусируется на том, что игнорирует бихевиоризм – на мыслительном процессе, стоящем за поведением.

Наблюдая за изменениями в поведении, сторонники этой теории затем используют эти изменения как индикаторы того, что происходит в сознании людей.

Таким образом, обучение с когнитивной точки зрения представляет собой скорее внутренний и активный умственный процесс. И в отличие от бихевиоризма, когнитивизм фокусируется на том, как учиться. В то время как бихевиоризм привлекает внимание к окружающей среде ученика, когнитивизм предлагает подход, ориентированный на ученика. В нем используются инструменты и технологии, имитирующие процесс мышления человека, и даже рассматриваются более сложные процессы, такие как решение проблем, мышление, обработка информации и формирование концепции. 

Это не означает, что когнитивизм лучше бихевиоризма. Опять же, правильная теория будет зависеть от факторов, перечисленных ранее. 

Если вы решили применить когнитивный подход к разработке своего материала, обязательно:

  • Определите факторы в характеристиках учащегося, которые могут либо способствовать, либо мешать когнитивному процессу получения информации
  • Рассмотрите и проанализируйте, какие задачи подходят для эффективной и результативной обработки информации
  • Применяйте различные стратегии обучения, которые позволяют учащимся соединять новую информацию с предыдущими знаниями
  1. Конструктивизм

Эта теория утверждает, что мы воспринимаем определенный образ, основанный на нашем индивидуальном опыте, ментальных структурах и убеждениях. Подобно когнитивизму, он ставит ученика в центр учебной среды. Учащийся не просто пассивно усваивает информацию, но активно участвует в индивидуальном конструировании знаний. Это означает, что знания не могут просто передаваться от одного ученика к другому.

С точки зрения конструктивиста ученик сам контролирует свое обучение. Вот почему важно сделать информацию легко доступной несколькими способами, чтобы учащиеся могли пересматривать контент в любое время и манипулировать информацией, основываясь на своих целях.

Что же дальше?

Теперь, когда вы можете различить три основные теории учебного дизайна, как вы решите, какую из них использовать?

Хотя нет единой формулы для выбора наиболее подходящей теории, эксперты обычно сопоставляют теории обучения с содержанием обучения.

Например, поведенческий подход гораздо более  эффективен, когда помогает учащимся освоить содержание своей профессии и где он практически не привносит в обучение никаких предварительных знаний.

С другой стороны, когнитивный подход может эффективно помочь учащимся решать проблемы в незнакомых ситуациях, поскольку эта теория обычно считается более подходящей для объяснения сложных форм обучения (рассуждение, решение проблем и т. д.).

Что касается конструктивистского подхода , эксперты эффективно применяют его при решении плохо определенных проблем, требующих рефлексии в действии.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите разместить свой курс на платформе?