Геймификация в образовании: методы и механики, примеры

геймификация в образовании Онлайн-образование

Игровая индустрия сейчас начала превосходить по масштабам сферу кино, потому что геймификация мотивирует и удерживает участников. Если внедрить игрофикацию в образование, то мотивация у студентов может неплохо повыситься. Ниже расскажем о том, что такое игрофикация, как ее можно внедрить.

Что такое геймификация образовательного процесса?

Игрофикация (gamification) образовательного процесса — это внедрение в процесс обучения игровых элементов, которые смогут заинтересовать обучающихся. Образование геймифицируется с целью повышения познавательной активности учащихся, формирования интереса к знаниям, развития образовательной мотивации и инициативы персонала и сотрудников.

Метод игрофикации больше используется для детей, но также он востребован и среди взрослых. Использование игровых процессов в обучении помогает отработать полученную информацию на практике и закрепить навыки в рамках своей профессии.

СПРАВКА. Также игрофикация помогает избавиться от угнетающей рутины. Она способна предупредить эмоциональное выгорание.

Игрофикация способна заинтересовать в учебе, используя разные интерактивные элементы обучения.

Особенности геймификации в зависимости от возраста

Геймификация имеет свои особенности:

  • Учёба приносит удовольствие, так как используемые элементы делают обучение более комфортным и радостным.
  • Будет сниматься напряжение, теперь обучающиеся не боятся совершать ошибки. 
  • Геймификация способствует эмоциональному включению.
  • Позволяет работать с целой группой и взаимодействовать с ней. Например, это может реализоваться за счёт командных игр.
  • Обеспечивает легкое усвоение материала.

Геймификация для разных возрастов различается. Для детей геймификация снимает напряжение, показывает ребёнку, что он может ошибаться. 

Для взрослых же геймификация тоже неплохо влияет на процесс обучения, она позволяет выйти из рутины и проходить обучение в необычном формате.

СПРАВКА. Геймификация имеет и отрицательные черты. Так, ребенок, привыкший к подаче материала в игровой форме, не сможет воспринимать традиционные методы обучения. Также игрофикация требует подготовленного педагога, который сможет правильно совместить игровой процесс с учебой. Грамотный специалист будет поддерживать баланс игры и учёбы, что приводит к лучшим результатам.

Как внедрить технологию геймификации в обучение?

Геймификация в образовании: методы и механики, примеры

Технология геймификации внедряется в зависимости от возраста и от современных тенденций. Так, для ребенка дошкольного возраста игровые практики просто необходимы на занятиях, в этом возрасте всё обучение должно быть построено вокруг игры, потому что это ведущая деятельность дошкольника.

В младшей школе игра является дополнительным мотивационным подкреплением для ребёнка, так как тяга к знаниям у него недостаточна. Здесь могут применяться игровые инструменты для проведения занятий. Для тех, кто постарше, материал просто можно представлять в игровой форме. Например, объединить обучающихся в команды, попробовать их в разных ролях, поставить им задачи и выполнять просьбы.

ВАЖНО. Помните, что информация лучше запоминается, когда перед обучающимся стоит задача или проблема, которую предстоит решить на основе материала.

Инструменты геймификации в образовании

В образовании используются следующие варианты инструментов геймификации:

  • Сюжетная линия. Здесь можно придумать свою сюжетную линию, которая увлекает пользователей по мере знакомства с ней.
  • Игровые уровни. Используйте различные уровни, которые открываются по мере выполнения заданий. Тогда у пользователей возникает интерес, им будет интересно: а что дальше, а каков итог у этого уровня?
  • Система баллов. Подобный инструмент поможет мотивировать учеников путем начисления баллов за выполнение различных заданий. Сначала можно вознаграждать студентов за решение простых задач, а затем повышать сложность заданий и количество начисляемых баллов. Система баллов будет иметь отличную взаимосвязь с рейтингом, человек будет видеть, как он хорошо или плохо продвинулся касательно других студентов.
  • Соревнование. Рейтинги отлично подходят для создания здоровой конкуренции между студентами. Каждый стремится быть лучшим, поэтому и будет хотеть видеть свое имя на вершине списка, следовательно, ученики смогут учится активнее.
  • Обратная связь. После выполнения задания обязательно давайте обратную связь студенту и сообщите о результате выполнения задания.

Этапы внедрения геймификации в онлайн-обучение

Начинайте внедрение геймификации в онлайн-обучение следующими четырьмя этапами:

  • Проанализируйте программу и поймите, какие процессы можно геймифицировать, а какие нет. Стоит понять, что некоторые программы требуют соблюдения строгих условий, а внедрение новых способов обучения может оказать негативное влияние.
  • Начните с малого. Внедряйте игрофикацию постепенно. Можно сделать даже эксперимент: выберите только один курс или программу, пробуйте различные способы. Например, можно начать с внедрения значков за выполнение задания.
  • Установите правила «игры». В каждой игре должны быть правила, а игрок должен их знать. Определите со своей стороны, за что будут начисляться баллы, что они вообще будут давать.
  • Выберите платформу для геймификации. Проще всего использовать инструменты на платформе онлайн-обучения. На некоторых платформах реализованы специальные методы обучения: рейтинг, знаки отличия, начисление баллов.

Примеры геймификации в образовании

примеры геймификации

К примерам игрофикации образования относятся: Lingualeo, Khan Academy, школа Quest to learn, образовательные игры на основе «Майнкрафт», Edmodo, Lumosity, «Соло на клавиатуре», Ratatype, «Учи.ру», classcraft, stepik, другие.

Рассмотрим одну из платформ — Khan Academy. Это образовательная платформа, где любой человек из любой страны сможем изучить различные науки: математику, естественные науки, программирование, историю, многие другие предметы. Курс доступен на 36 языках, причем бесплатно. Игрофикация реализуется при помощи следующих элементов:

  • видеоуроки с «грифельной доской», где все объясняется;
  • простые милые анимации;
  • поддержка, которая реализована при помощи всплывающих анимаций;
  • вознаграждение за выполненные задания;
  • визуализация прогресса;
  • электронная тетрадь-черновик и много других различных интересных элементов.

В заключение укажем на ошибки, с которыми сталкиваются при геймизации образования. Первая — наличие слишком большого количества наград при геймизации, которые даются без повода, таким образом, у человека отсутствует мотивация. Также при добавлении всё большего количества инструментов есть вероятность забыть о главной цели — получить навыки и знания. И помните, что игра ради игры не будет полезна, используйте инструменты разумно.

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите создать свой курс на нашей платформе?