Геймификация: как превратить обучение в интересную игру

Геймификация в обучении Онлайн-образование

Чаще всего студенты бросают обучение по 3-ем причинам:

  • Мотивация учиться пропадает из-за отсутствия промежуточных результатов
  • Сопротивление к обучению слишком высокое из-за сложности и монотонности процесса
  • Однообразие материала и отсутствие практики, эмоционального подкрепления, обесценивают цель обучения

Игрофикация дистанционного обучения – это ключ к тому, чтобы максимально снизить влияние этих факторов на ваших учеников.

Из этой статьи вы узнаете подробнее о том, что такое игрофикация, как она работает, какие преимущества она дает и как использовать ее в своем курсе уже сегодня.

Что такое геймификация?

Игрофикация, геймификация (от англ. gamification) – это методика, которая вводит игровую механику в сложные или монотонные процессы, что ускоряет достижение реальных целей и делает путь к ним интереснее. Проще говоря, геймификация – это превращение чего-либо в игру.

Игрофикация используется во множестве сфер жизни человека. Так, внутрикорпоративные игры и соревнования помогают руководителям поднимать мотивацию и результаты своих коллективов. Предприниматели превращают покупку их услуг и продуктов в игру с бонусами и подарками, чтобы повысить продажи. А преподаватели вносят элементы игры в обучение, чтобы студентам было проще и интереснее постигать сложные предметы.

В традиционное обучение уже давно интегрированы элементы игры. В начальных классах большая часть уроков проводится в игровой форме, что помогает детям быстрее развиваться. Система оценок не только позволяет отслеживать успеваемость детей, но и является промежуточным результатом, наградой за усердие. А доски почета подогревают состязательный дух среди отличников.

Правда, ближе к старшей школе игровых элементов в обучении чаще всего становится все меньше. Задачи все более трудно визуализируются и не дают ученикам дополнительную мотивацию их решить, оценки становятся только показателем усвоения материала, а обучение становится больше заточенным на получение теории.

Точнее, так было до начала 21 века, когда считалось, что на результаты обучения взрослого человека не влияет интерес к учебе, созданный геймификацией. Но развитие видеоигр, педагогики и статистические данные, показывающие что с каждым годом общий оборот видеоигр в среде взрослой аудитории растет, изменили взгляд на это.

Уже больше 20 лет сохраняется тренд на введение в обучение элементов игры. Особенно высокие результаты игрофикация показывает в дистанционном обучении, в котором нет непосредственного контакта учащегося с преподавателем, при этом мотивации и дисциплины может не хватить, чтобы пройти курс до конца.

Из статьи ниже вы узнаете об основных преимуществах игрофикации дистанционного обучения и методиках, которые вовлекут студента и повысят качество его результатов.

Преимущества геймификации дистанционного обучения

Современные исследования показывают, что геймификация привлекательна для взрослых не меньше, чем для детей и подростков. Хорошо настроенная система игрофикации обучения дает студентам и автору курса целый ряд преимуществ.

Вовлеченность студента в процесс обучения

Игрофикация делает обучение интересным для студента, он не только получает теоретические знания, но также и эмоциональный опыт, практику. Это позволяет ему не терять мотивацию, переходя от урока к уроку, что повышает процент успешно закончивших курс учеников.

Упрощение сложных моментов

Игровая механика позволяет упростить сложные и абстрактные понятия, связав их с чем-то, что знакомо студенту. Это повышает качество обучения, делает его более простым и доступным, снижает сопротивление усилиям, необходимым для учебы.

Поддержание мотивации

Для дистанционного обучения, особенно в асинхронной форме, от студента требуется высокий уровень самодисциплины. Если у студента есть только дедлайн, шанс, что он бросит обучение выше, чем если помимо дедлайна существует дополнительная мотивация регулярно проходить уроки.

Закрепление через практику и командную работу

Игрофикация может позволять студентам выполнять игровые задачи сообща, что мало того, что дает практический опыт, но еще и ускоряет закрепление знаний через взаимодействия.

Эмоциональное подкрепление знаний

Если теория связана с какими-то эмоциями, она гораздо быстрее укладывается в сознании и проще превращается в навык. Будь то азарт или чувство риска, внезапный подарок, который обрадовал ученика, сопричастность с героем задачи или даже шутка, вызвавшая искренний смех – это все улучшает обучение.

Элемент соревнований

Геймификация дает студентам дополнительную мотивацию вкладываться в обучение – дух соревнований.

Если студент видит результаты его однокурсников и может сравнить их со своими, в нем включается азарт, который позволяет больше вкладываться в учебу. А это приносит новые результаты и ускоряет прохождение курса.

Основные элементы игры в дистанционном обучении

Чаще всего для геймификации дистанционного обучения используются такие методики:

Система уровней и достижений

Одним из способов поддерживать мотивацию студента в обучении – делать его прогресс наглядным. Введите уровни, которые обучающийся будет получать в зависимости от его результатов. Также существенно помогает система достижений – уникальные или резко позитивные результаты отмечаются и студент может в любой момент изучить свои награды в отдельной вкладке.

Если вы создаете систему геймификации с нуля, заранее продумайте достижения и систему развития уровня студента. Если же вы пользуетесь хорошей коммерческой СДО, вам не составит труда настроить уже имеющуюся.

Система баллов и очков

Одним из действенных способов внести механику игры в процесс обучения – это дать студентам возможность зарабатывать очки и баллы за выполненные действия. Такие поощрения вовлекают пользователей в обучение и мотивируют не откладывать его на потом, регулярно совершать полезные действия и получать промежуточные результаты.

Ценность действия должна зависеть от его сложности. Например, за то, что студент зашел в систему обучения, он может получать очки, но в минимальном объеме. А вот за быстро пройденный урок или за высокий результат теста – больше.

Турнирная таблица

Система баллов и очков дает возможность использовать турнирные таблицы. В таком случае очки будут цениться выше, ведь от них напрямую будет зависеть место в списке лучших студентов. Доля соперничества, введенная в обучение, втягивает в процесс студентов и подстегивает их вкладываться больше, чтобы занять первые места.

Таблицы должны вовремя обновляться, при этом у студента не должно возникать проблем с тем, чтобы найти себя в списке. В лучшем случае, занявшие первые места должны получать особенные подарки, чтобы у них была дополнительная мотивация зарабатывать баллы.

Внутренний магазин призов

Баллы и очки могут приносить еще больше мотивации в обучение, если их можно будет потратить на какие-то полезные приобретения. Будь то скидка на другой курс, доступ к дополнительным материалам, книга, подписанная автором курса, памятные призы или даже возможность отужинать с главным экспертом и пообщаться в неформальной обстановке.

Главное – продумать призы заранее, сделать их действительно полезными и желанными для студентов, настроить систему, которая будет отвечать за покупку и списание баллов. В современных СДО игрофикация включает в себя готовую систему баллов и магазин подарков, поэтому вам не придется долго разбираться.

Персонажи

Хорошие СДО с продуманной системой игрофикации дают пользователю возможность выбрать персонажа, с которым он ассоциирует себя. Этот персонаж будет изображен на картинках, которые знаменуют о каких-то достижениях, действиях, получении очков. Такая визуализация делает процесс обучения более эмоциональным, что улучшает его качество и мотивирует студента проходить уроки.

Одной из особенностей «АнтиТренингов» является возможность не только использовать уже готовых персонажей, но и создавать своих собственных и уникальных. Для этого нужно связаться с технической поддержкой, оставить запрос и отправить набор заранее нарисованных ситуационных картинок с вашим персонажем. Это сделает онлайн-школу более узнаваемой и привлекательной для студентов.

Интерактивность

E-learning развивалось параллельно с геймификацией, поэтому они обладают схожими чертами. Одна из них – это интерактивные уроки вместо простого получения материала. Если студент может визуализировать то, что он изучает, провзаимодействовать с информацией, применить ее на практике, «пощупать», обучение переходит на новый уровень.

Поэтому использование различных видов тестов и материалов, тренажеров и практических занятий вовлекают студента в обучение, делают его интересным и более эффективным.

Сторителлинг

Одновременно простым и важным элементом геймификации является погружение студента в историю. История может быть связана с персонажем или с целью обучения, может быть представлена как описание ситуации для отдельной задачи, а может быть длинным последовательным сценарием с неожиданными сюжетными поворотами.

Не стоит чересчур усложнять историю – она должна быть понятной и легко представляемой. В таком случае каждая отдельная задача и прохождение курса в целом будут вовлекать студента.

Групповая работа

Учебные задачи, для выполнения которых требуется сотрудничество между группами учеников, могут стать хорошим источником практики и элементом игрофикации. Для этого нужно придумать задания, которые интересно выполнять, в которых требуется креативный подход и плотное общение студентов.

Также вовлеченность и качество обучения повышают групповые чаты, которые можно подключить на хороших СДО или создать в отдельном мессенджере. В чате студенты смогут поддержать друг друга, ответить на вопросы без привлечения преподавателя, поделиться опытом.

Самостоятельная работа

Игрофикация обучения должна поддерживать в студенте мотивацию обучаться и применять знания самостоятельно. Для этого необходимо заранее продумать уроки, чтобы они были простыми, короткими, максимально наглядными. Также рекомендуется ввести автоматическую обратную связь. Например, при прохождении теста, при выборе неправильного ответа, должна возникать сноска, объясняющая, почему ответ неправильный. После этого студент может повторить попытку, но с новыми знаниями.

Возможность рисковать

Людей привлекает в играх то, что ошибка обходится им не так дорого, как в жизни. Поэтому возможность рискнуть – это возможность разжечь в студенте здравый азарт и вовлечь его в обучение.

Риски, которые может испытать студент, нужно продумать заранее. Это может быть медленная потеря прогресса в случае, если он не растет, возможность потерять набранные очки или напротив увеличить их количество, штраф в случае повторяющейся ошибки или награда в случае успеха.

Система дедлайнов

Ограничения по времени вызывают у человека стресс, что повышает его способности к усвоению информации и делает возможным интуитивное обучение. Поэтому задания, в которых видно тикающий таймер, или уроки, открытые ровно на один день – это отличный способ вовлечь студента в обучение.

Главное выставлять разумные и выполнимые дедлайны. Если человек будет постоянно не удовлетворен своими результатами на время, его мотивация будет падать и он может бросить курс, не пройдя его до конца.

Для кого подходит геймификация?

Можно сказать, что ограничений на использование геймификации в обучении нет. Обучение чему угодно становится проще, если внести в него элементы игры. Главное только не переборщить, не превратить обучение в бессмысленное развлечение. Чтобы этого не произошло, нужно точно знать цель, к которой идут ваши студенты, и выстраивать игрофикацию как помощь в достижении этой цели, а не как отдельную систему.

Вне зависимости от цели, которую ставят перед собой студенты, всегда можно подобрать именно те инструменты игрофикации, которые помогут им. Так, в потоковом обучении хорошо работают турнирные таблицы и групповые чаты, а в курсе, где студент в основном должен работать самостоятельно, отлично работает мотивация через достижения, очки, баллы, подарки. При этом наглядные интерактивные задачи и погружение в игру хорошо работают для обоих вариантов.

Геймификация используется как в коммерческом обучении, так и в работе вузов и корпоративных курсов. На рост популярности этой методики создатели СДО и платформ для онлайн-обучения ответили внедрением встроенной игрофикации. При использовании хорошей коммерческой СДО вы можете получить возможность легко и быстро настроить игрофикацию на свой отдельный курс или всю онлайн-школу.

Конечно, чтобы настроить геймификацию хорошо, потребуется пробовать разные варианты, отслеживать статистику, корректировать ошибки и пробовать снова. Но результаты даже пробного запуска поднимают показатели курса.

Вывод

Геймификация – это методика введения элементов игры в сложные или рутинные процессы, направленная на вовлечение участника и поддержание его мотивации. Эта методика используется во многих сферах человеческой жизни, но последние 10 лет она стала особенно популярной в нише дистанционного обучения.

Все обычные элементы игрофикации просто внедряются в процесс обучения и делают результаты что традиционного, что дистанционного обучения более высокими. В первую очередь нужно точно выявить цель обучения, а потом использовать элементы игры так, чтобы они помогали студенту, а не отвлекали его. Не всегда это удается с первой попытки, но методом проб и ошибок можно настроить систему, которая поможет студентам быстрее достигать более высоких результатов.

С технической точки зрения, самый простой способ использовать геймификацию – это воспользоваться СДО, у которой встроен этот функционал. В таком случае вы сможете быстро включить и легко управлять игрофикацией своего курса, что значительно упростит задачу. В этой статье вы можете узнать, что такое СДО и как ее настроить (статья про сдо)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите разместить свой курс на платформе?