6 способов использования психологии цвета для разработки эффективного электронного обучения

Психология цвета Онлайн образование

Исследования показали, что 80 процентов информации, обрабатываемой мозгом интернет-пользователя, поступает с помощью зрения, и люди исключительно чувствительны к визуальным сигналам при обучении. Поэтому визуальный контент является ключевым фактором в электронном обучении, и правильное применение графических методов может улучшить приобретение знаний.

Один из способов использовать мощь визуальных инструментов – это использование цвета. 

Цвета – мощные психологические триггеры, которые помогают пользователям лучше учиться, изменяя их восприятие и вызывая эмоции. Однако также важно помнить, что чрезмерное использование цвета приводит к когнитивной перегрузке и становится контрпродуктивным. Поэтому необходимо найти правильный баланс.

Разработчики электронного обучения должны знать психологию цвета, прежде чем приступать к проектированию. Вот почему в этой статье мы рассмотрим некоторые способы использования цвета при создании курсов электронного обучения с учетом физиологических и психологических эффектов.

1. Используйте цвет, чтобы привлечь внимание  

Цвет может помочь уменьшить скуку и пассивность, тем самым улучшая концентрацию внимания. Когда ученики уделяют больше внимания изучению учебных материалов во время обучения, увеличивается скорость запоминания и время реакции. 

Многочисленные исследования показали, что, когда разработчики используют цвета, чтобы выделить определенную функцию или фрагмент контента, например, на экране, уровень внимания учащихся увеличивается. 

Теплые цвета лучше всего достигают этой цели. Особенно красный цвет при осторожном использовании выделяется и сразу привлекает внимание, стимулируя зрительное восприятие и  помогая учащимся запоминать факты и цифры.

2. Стратегически используйте яркие цвета

Разработчики должны экономно использовать сильные и яркие цвета или размещать их поверх нейтральных фоновых тонов при разработке электронных учебных материалов. Это позволяет избежать того, чтобы цвета становились слишком интенсивными и притягивали взгляд во многих направлениях, в этом случае техника теряет свою эффективность. 

Поэтому цвета должны быть жирными, не яркими (которые трудно читать) и однотонными, а не неоновыми (которые кажутся непрофессиональными).

3. Улучшите читаемость с помощью цвета

Цвет может повысить четкость и читаемость текста на целых 40 процентов по двум причинам:

  • Во-первых, когда разработчики стратегически используют цвет на каждом экране для повышения четкости контента, они автоматически делают концепции более логичными и помогают рассуждать и запоминать
  • Во-вторых, цвет может сделать контент более читабельным. Лучше всего это достигается путем создания экранов курсов электронного обучения с контрастными хроматическими цветами текста и фона. Используйте цветовое колесо  для поиска контрастных цветов

Несколько советов по использованию цвета для лучшей читаемости контента:

  • Наиболее разборчивыми из всех цветовых сочетаний являются черный на желтом и зеленый на белом, за которым следует красный на белом
  • Черное на белом легче всего читать на бумаге и на экране компьютера
  • Жесткие цвета (красный, оранжевый и желтый) более заметны и заставляют объекты выглядеть больше и ближе. На них легче сосредоточиться
  • Мягкие цвета (фиолетовый, синий и зеленый) менее заметны и заставляют объекты выглядеть меньше и дальше. На них не так легко сосредоточиться

4. Улучшение обучения и улучшение понимания

Поскольку цвет связывает нейронные связи, люди запоминают цвета лучше, чем только вербальные или текстовые сигналы. Например, Институт цветовых исследований Color Matters подтвердил, что цвет может улучшить обучение с 55 до 78 процентов, а также улучшить его качество на 73 процента. 

Другие исследования также показали, что цветные изображения запоминаются лучше, чем черно-белые. Согласно этим данным, большинство опрошенных людей могли бы вспомнить больше изображений, если бы они были цветными, чем если бы они были черно-белыми.

Чтобы воспользоваться этим преимуществом, разработчики электронного обучения должны сочетать цвета с материалом урока; например, используя цветовое кодирование для улучшения обучения.

Используя цветной фон на экранах с фактами и понятиями, учащиеся могут ассоциировать цвет с понятиями, и это поможет им вспомнить информацию. 

5. Используйте цвета в зависимости от их значения

При разработке электронного обучения необходимо учитывать тот факт, что каждый цвет имеет определенное значение. Ученики могут осознанно или бессознательно учитывать значение цвета.

Значения цветов различаются в зависимости от культуры, и разработчики должны выбирать тона в соответствии с культурой и конкретными характеристиками своей основной аудитории. В западном обществе, например, красный цвет означает опасность или важность, черный – отрицательный, белый – чистоту, синий – водные объекты, а зеленый – флору.

В образовательной среде же значения цветов несколько иные. Например, красный цвет часто означает ошибку, но синий, с другой стороны, может сигнализировать об открытости. 

Исследование, проведенное Рави Мехта и Руи Чжу из Школы бизнеса Саудера, показало, что использование красного цвета может повысить производительность при выполнении задач, ориентированных на детали. Но это бесполезно, если ученикам нужно остаться на задаче и сконцентрироваться в течение длительного периода времени. Однако при выполнении таких задач, как мозговой штурм, синий цвет помогает применить творческий подход лучше, чем красный.

Разработчики также могут использовать значения цветов, чтобы задать настроение обучения, что, следовательно, повлияет на качество. Красный, оранжевый и желтый создают энергичный, стимулирующий курс, тогда как зеленый, синий и фиолетовый создают непринужденную учебную среду.

6. Выберите правильные цветовые комбинации

Разработчики, которые являются новичками в разработке курсов электронного обучения, часто выбирают цвета, основываясь на своих личных вкусах и предпочтениях. Иногда это хорошо работает, особенно когда дизайнер хорошо разбирается в том, что делает привлекательные сочетания и какая цветовая гамма будет подходящей для курса. Тем, кто не столь талантлив от природы, лучше всего обратиться к основам теории цвета.

Одним из наиболее полезных и простых аспектов теории цвета является цветовое колесо. Оно показывает, какие цвета гармоничны, и помогает разработчикам создать цветовую комбинацию, которая не утомляет глаза учеников. 

Цветовое колесо (цветовой круг) состоит из шести основных цветов — красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого и фиолетового — вместе с их оттенками. Любые два цвета, расположенные напротив друг друга, любые три цвета, расположенные на равном расстоянии друг от друга, образующие треугольник, и любые четыре цвета, образующие прямоугольник, будут гармоничны.

В дизайне электронного обучения, как правило, лучше всего придерживаться цветовой схемы, в которой в качестве отправной точки используются три тона, поскольку этого достаточно для создания разнообразия и визуального интереса, но не подавляющего.

Таким образом, триадная цветовая схема, основанная на цветовом круге, гарантирует хорошие результаты. Разработчики также должны придерживатся правила 60-30-10 – вместо того, чтобы использовать равное количество каждого цвета, они должны разделить использование цвета на 60 процентов, 30 процентов и 10 процентов.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите разместить свой курс на платформе?