Многие программы онлайн-образования, к сожалению, могут быть охарактеризованы как «1 шаг вперед для технологий и 2 шага назад для образования». Онлайн-обучение по-прежнему часто носит очень дидактический характер – много текста для чтения, много видео, объясняющих, что должны делать ученики, мало возможностей для взаимодействия с инструкторами, мало интерактивного контента и менее продуманное и управляемое общение и сотрудничество с другими учащимися.
Это может быть прекрасно для самостоятельного обучения, но по мере активного развития в Интернете профессионального обучения и развития самих преподавателей качество онлайн-обучения и результативность должны также расти.
В этой статье мы рассмотрим модели и типы электронного обучения, которые позволят сделать ваше обучения интересным, увлекательным и полезным.
Общие модели обучения
Существует 3 классификации обучения:
- Прямые учебные модели
Они включают передачу информации, концепций, навыков и процедур от преподавателя к ученику, как правило, по одностороннему каналу связи.
- Когнитивные модели
Они более диалектичны, предполагая рассуждения по теме и обучение через аналогию, исследования и открытия ученика.
- Социальные модели
Они включают в себя совместное обучение и другие типы межличностного взаимодействия, которые предполагают обучение учеников друг у друга и друг с другом.
Две последние модели – когнитивная и социальная – можно объединить в категорию «обучение, ориентированное на ученика». Данный вид обучения придерживается следующих 6 принципов:
- Учащиеся привносят в учебную ситуацию уникальные предварительные знания, опыт и убеждения
- Знания создаются уникально и индивидуально, несколькими способами, с помощью различных инструментов, ресурсов и опыта
- Обучение – это одновременно активный и направленный на самопознание процесс
- Обучение – это развивающийся процесс приспособления, усвоения или отрицания с целью построения новых концепций, значимых представлений или новых ментальных моделей
- Социальное взаимодействие открывает множество перспектив через размышления, сотрудничество, переговоры и общий смысл
- Обучение внутренне контролируется учеником
Типы обучения, ориентированного на ученика
Обучение, ориентированное на ученика, – это не единый учебный подход, а, скорее, тандем подходов, в которых цели обучения и содержание определяют, как информация организована, понята, представлена и оценена.
Ниже представлены основные подходы к обучению, которые являются частью личностно ориентированного обучения.
Кейс-ориентированное обучение или обучение на основе конкретных случаев
- Кейс/объект исследования: ученики изучают желаемые образовательные цели через взаимодействие с реальным кейсом — реальной историей, представленной в повествовательном, аудио- или видеоформате
- Реальный мир: ситуации основаны на контексте, актуальны и реалистичны
- Кейс стимулирует процесс обучения: ученики исследуют и изучают основные понятия, факты и навыки принятия решений; все это изучается в контексте кейса
- Преимущества: самостоятельность, креативность и способность решать проблемы, одновременно развивая практические навыки, необходимые для успеха в качестве предпринимателей
Совместное обучение
- Положительная взаимозависимость: члены команды нуждаются друг в друге для выполнения своей задачи
- Индивидуальная ответственность: каждый член команды отвечает за определенную часть задачи или выполняет определенную роль
- Социальные переговоры: члены команды должны научиться разрешать конфликты и конструктивно спорить
- Личное взаимодействие: члены команды работают вместе в общем пространстве для выполнения своей задачи
- Групповая обработка: члены команды помогают друг другу понять, как происходит обучение
Проектное обучение
- Организационный вопрос/важный вопрос: он основан на знаниях или интересе учеников
- Комплекс: он фокусируется на проблеме некоторой сложности – проекте
- Реальный мир: он обеспечивает содержательный и достоверный контекст для обучения
- Ответственность ученика: ученики должны иметь доступ и управлять своей собственной информацией и процессом проектирования для достижения решения
- Оценка: конечный продукт – это не тест, а проект или отчет, обычно основанный на результатах
Обучение на основе запросов
- Вопрос: он начинается с научного вопроса/запроса ученика
- Наблюдение: ученики наблюдают за явлениями и задают вопросы
- Выдвижение гипотез: учащиеся дают объяснения того, что они наблюдают
- Эксперимент: ученики разрабатывают и проводят эксперименты, в ходе которых собираются данные, подтверждающие или опровергающие их теории. При ответах на вопросы учащиеся отдают предпочтение доказательствам
- Генерирование знаний: ученики анализируют данные и делают выводы из экспериментальных данных. Они формулируют объяснения на основе доказательств, связывают объяснения с научными знаниями
- Проверка и применение знаний: учащиеся разрабатывают и создают модели, общаются и обосновывают их
Проблемно-ориентированное обучение
- Начинается с реальной проблемной ситуации: проблемы актуальны и содержательны
- Опора на проблемы для управления учебной программой: проблемы не проверяют навыки; они помогают в развитии самих навыков
- Плохо структурировано: существует не одно решение, а несколько решений. По мере того, как новая информация собирается в повторяющемся процессе, восприятие проблемы и, следовательно, ее решение меняются
- Использование реальных инструментов и ресурсов: используются технологии, данные из первоисточников, и эксперты
- Самостоятельное обучение: учащиеся должны быть независимыми и принимать собственные решения на основе наличия доказательств
- Совместная работа: ученики работают вместе в команде, чтобы решить проблему
Важно уделить время и раскрыть общую концепцию обучения и, в частности, обучения, ориентированного на учащегося, по трем причинам:
- Во-первых, тип обучения, который мы хотим реализовать в наших электронных курсах будет определять дизайн онлайн-курса или программы и выбор технологий
- Во-вторых, понимание и внедрение практик, ориентированных на учащихся, может способствовать обучению наших онлайн-учеников
- В-третьих, восприятие учащимися качества онлайн-курсов в значительной степени зависит от типа обучения и общения, которые воплощает онлайн-инструктор
Если мы хотим положить конец восприятию онлайн-обучения как «1 шаг вперед для технологий и 2 шага назад для образования», важно уделять больше времени и усилий обучению и меньше – технологии.