Теории обучения взрослых, которые должен знать каждый разработчик учебных программ

Онлайн обучение взрослых Корпоративный раздел

Как автор учебных материалов наверняка вы хотите создавать курсы, которые изменят жизнь вашей аудитории, вдохновят учеников, изменят их мышление и повысят производительность. По сути вы хотите создавать курсы, которые будут им резонировать и каждый раз попадать в цель.

При этом ваши ученики – это взрослые люди с предыдущими знаниями и определенными представлениями о том, что для них работает. Это занятые люди, которые ненавидят тратить время впустую. Они хотят получить обучение, которое поможет им удовлетворить потребности и достичь своих целей.

Это говорит о том, что вы должны понимать, как учатся взрослые ученики. При создании ваших учебных курсов важно учитывать теории обучения взрослых.

Что такое теория обучения взрослых?

Фраза «теория обучения взрослых» широко используется в кругах корпоративного обучения. Но знаете ли вы, что это на самом деле означает?

Не существует единой теории обучения взрослых. Существует несколько распространенных теорий, которые с разных точек зрения объясняют, как учатся взрослые.

В этой статье мы рассмотрим: 

  1. Андрагогику
  2. Экспериментальное обучение
  3. Трансформационное обучение

Есть и много других теорий. Однако все они преследуют одну главную цель: помочь вам создать эффективное обучение для взрослых учеников.

Зачем понимать теории обучения взрослых? 

Теории обучения взрослых – это не просто набор терминов, понятий и представлений о том, как учатся взрослые. Эти теории помогут вам спланировать свой курс на этапе идеи, разработки и внедрения таким образом, чтобы облегчить процесс обучения.

Вот четыре причины, по которым разработчики учебных программ ДОЛЖНЫ знать эти теории:

  • Чтобы обеспечить актуальность путем сопоставления курсов с предполагаемыми потребностями учащихся
  • Чтобы разработать учебные стратегии в соответствии с реальными контекстами обучения
  • Чтобы выбрать технологию, которая лучше всего поддерживает учебную стратегию
  • Чтобы спланировать учебные стратегии, актуальные в эпоху цифровых технологий и мобильности обучения

Теория №1: Андрагогика – использование предыдущего опыта 

Эта теория затрагивает основные характеристики взрослых учащихся и то, как они используют свой опыт, чтобы направлять их в процессе обучения. Она была разработана  Малкольмом Шепардом Ноулзом в 1970-х годах и актуальна до сих пор.

По словам Ноулза, взрослые ученики отличаются от детей следующими 6 параметрами:

  1. Потребность в знаниях: взрослые должны знать, «почему» им нужно учиться
  1. Мотивация: взрослыми движут внутренние мотивы. Они будут учиться, если захотят. Например, убедительный ответ на вопрос «Зачем мне это?» – мощная внутренняя мотивация
  1. Готовность: для взрослых желание или готовность учиться возникает из восприятия актуальности знаний. Они хотят знать, как обучение поможет им улучшить свою жизнь, и лучше всего они учатся, когда знают, что знания имеют для них непосредственную ценность
  1. Основа или опыт: взрослые приносят с собой богатый опыт, который составляет основу их обучения. Они анализируют, рационализируют и развивают новые идеи или корректируют старые через фильтр своего опыта. Как разработчик обучения, вы должны использовать их богатый опыт, чтобы помочь им установить связи, понять значимость и получить вдохновение
  1. Самостоятельность: взрослые – это самостоятельные люди, которые хотят взять на себя ответственность за обучение. Они независимы и хотят все держать под контролем
  1. Ориентация на обучение: взрослые учатся лучше всего, когда они «делают». Для них актуально обучение, которое ориентировано на задачи и которое они могут применить в реальной жизни, на своем рабочем месте. Кроме того, ориентированное на решение задач обучение развивает их способность решать проблемы, что, в свою очередь, дает уверенность в том, что они смогут преодолеть свои проблемы с помощью своих новых знаний

Теория № 2: Трансформационное обучение: раскрытие перспектив для создания инсайтов и «вау»-моментов 

Каждый из нас переживал моменты «вау». Вспышки вдохновения, которые заставили нас увидеть реальность по-новому. Инсайты, радикально изменившие наше мышление. Прозрения, которые разрушили давние убеждения и стереотипы.

Это трансформирующие переживания, которые меняют наше сознание. Как разработчик учебных материалов вы должны стремиться к созданию такого обучения. Подобные переживания пробуждают сознание, вызывают сильные эмоции и оставляют неизгладимые впечатления. Многие такие события вызывают радикальные изменения в мыслях, взглядах, установках и моделях поведения – «трансформации».

Теория трансформационного обучения объясняет, как взрослые учатся в такие «вау»-моменты. Теория основана на вере в то, что обучение происходит, когда новый смысл передается более раннему опыту или когда старое значение интерпретируется по-новому и рассматривается в новом свете.

В теории трансформационного обучения есть 3 этапа:

  1. Выявление дилеммы или кризиса: осознание того, что мы все время придерживались неправильных убеждений или не знаем того, что должны знать, часто является спусковым крючком для того, чтобы вникнуть и покопаться в информации или пересмотреть свое мышление. Незнание или осознание того, что мы располагаем неверной информацией, – это кризис, который глубоко огорчает всех нас. Вы должны указать своим ученикам на то, чего они не знают, чтобы заинтересовать их своим курсом.
  1. Установление личной актуальности: это ответ на извечный вопрос «Зачем мне это?”, который вдохновляет людей и стимулирует обучение. Контекст может быть личным, профессиональным или социальным, и вы должны установить его в самом начале курса, чтобы вызвать интерес и часто повторять его и держать учащихся «на крючке». Взрослые ученики мотивированы учиться, когда они могут представить себе результаты своих усилий.
  1. Критическое мышление: ваши ученики – здравомыслящие и рациональные люди. Таким образом, вы должны создать возможности для критического осмысления (размышления о предпосылках), чтобы побудить их пересмотреть свои убеждения и установки. Когда вы позволите им разобраться в своих чувствах и мыслях и самостоятельно понять, от чего им нужно избавиться или что изменить, они с большей готовностью примут и усвоят полученные знания.

Теория № 3: Эмпирическое обучение – связь с реальностью для создания смысла

Китайский философ Конфуций сказал: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я пойму».

Как человеческие существа, мы есть наш опыт. Для взрослых никакое изучение учебников не может заменить знания, понимания и мудрости, которые приходят из опыта.

Теория экспериментального обучения утверждает, что сущность обучения взрослых заключается в осмыслении опыта. Взрослые учатся лучше всего, когда они практикуют, когда они непосредственно вовлечены в процесс обучения, а не заучивают понятия и определения из книг.

Экспериментальное обучение имеет циклический характер и происходит в 4 этапа:

  • Конкретный опыт: взрослые учатся лучше всего, когда опыт обучения выходит за рамки учебного класса. Кинестетическое обучение или обучение путем поощрения физических действий (моделирования) и обучение, вызывающее сильные эмоциональные реакции (реалистичные сценарии, раскрывающие причинно-следственные связи), создают впечатляющие переживания, которые нелегко забыть.
  • Рефлексивное наблюдение: взрослым необходимо взаимодействовать со своим опытом и размышлять над ним, чтобы собирать идеи и приобретать знания. Поэтому крайне важно не только создать возможности для обучения на основе опыта, но и предоставить время и пространство для размышлений. Создайте возможности для «наблюдения» за действиями, разворачивающимися на глазах (демонстрации) и «анализа» процессов и процедур (действия на основе сценариев, тематические исследования).
  • Абстрактная конкретизация: успех экспериментального обучения заключается в том, что учащийся способен декодировать абстрактные понятия из размышлений, обобщать эти идеи и осознавать их актуальность. Разрабатывайте оценки, чтобы побудить учащихся проявить свои способности «критического мышления» и помочь сформулировать концепции и процедуры.
  • Активное экспериментирование: ролевые игры, стажировки и другие практические задачи позволяют учащимся применять полученные знания и, таким образом, по-настоящему «учиться на практике». Активное экспериментирование приводит к конкретному опыту, и цикл экспериментального обучения возобновляется. 

Описанные в статье теории обучения взрослых помогут вам поставить себя на место ваших учеников и создать для них обучение, которое будет актуально, эффективно и принесет максимальные результаты и изменения в их жизни и карьере.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите разместить свой курс на платформе?