- Что такое теория обучения взрослых?
- Зачем понимать теории обучения взрослых?
- Теория №1: Андрагогика – использование предыдущего опыта
- Теория № 2: Трансформационное обучение: раскрытие перспектив для создания инсайтов и «вау»-моментов
- Теория № 3: Эмпирическое обучение – связь с реальностью для создания смысла
Как автор учебных материалов наверняка вы хотите создавать курсы, которые изменят жизнь вашей аудитории, вдохновят учеников, изменят их мышление и повысят производительность. По сути вы хотите создавать курсы, которые будут им резонировать и каждый раз попадать в цель.
При этом ваши ученики – это взрослые люди с предыдущими знаниями и определенными представлениями о том, что для них работает. Это занятые люди, которые ненавидят тратить время впустую. Они хотят получить обучение, которое поможет им удовлетворить потребности и достичь своих целей.
Это говорит о том, что вы должны понимать, как учатся взрослые ученики. При создании ваших учебных курсов важно учитывать теории обучения взрослых.
Что такое теория обучения взрослых?
Фраза «теория обучения взрослых» широко используется в кругах корпоративного обучения. Но знаете ли вы, что это на самом деле означает?
Не существует единой теории обучения взрослых. Существует несколько распространенных теорий, которые с разных точек зрения объясняют, как учатся взрослые.
В этой статье мы рассмотрим:
- Андрагогику
- Экспериментальное обучение
- Трансформационное обучение
Есть и много других теорий. Однако все они преследуют одну главную цель: помочь вам создать эффективное обучение для взрослых учеников.
Зачем понимать теории обучения взрослых?
Теории обучения взрослых – это не просто набор терминов, понятий и представлений о том, как учатся взрослые. Эти теории помогут вам спланировать свой курс на этапе идеи, разработки и внедрения таким образом, чтобы облегчить процесс обучения.
Вот четыре причины, по которым разработчики учебных программ ДОЛЖНЫ знать эти теории:
- Чтобы обеспечить актуальность путем сопоставления курсов с предполагаемыми потребностями учащихся
- Чтобы разработать учебные стратегии в соответствии с реальными контекстами обучения
- Чтобы выбрать технологию, которая лучше всего поддерживает учебную стратегию
- Чтобы спланировать учебные стратегии, актуальные в эпоху цифровых технологий и мобильности обучения
Теория №1: Андрагогика – использование предыдущего опыта
Эта теория затрагивает основные характеристики взрослых учащихся и то, как они используют свой опыт, чтобы направлять их в процессе обучения. Она была разработана Малкольмом Шепардом Ноулзом в 1970-х годах и актуальна до сих пор.
По словам Ноулза, взрослые ученики отличаются от детей следующими 6 параметрами:
- Потребность в знаниях: взрослые должны знать, «почему» им нужно учиться
- Мотивация: взрослыми движут внутренние мотивы. Они будут учиться, если захотят. Например, убедительный ответ на вопрос «Зачем мне это?» – мощная внутренняя мотивация
- Готовность: для взрослых желание или готовность учиться возникает из восприятия актуальности знаний. Они хотят знать, как обучение поможет им улучшить свою жизнь, и лучше всего они учатся, когда знают, что знания имеют для них непосредственную ценность
- Основа или опыт: взрослые приносят с собой богатый опыт, который составляет основу их обучения. Они анализируют, рационализируют и развивают новые идеи или корректируют старые через фильтр своего опыта. Как разработчик обучения, вы должны использовать их богатый опыт, чтобы помочь им установить связи, понять значимость и получить вдохновение
- Самостоятельность: взрослые – это самостоятельные люди, которые хотят взять на себя ответственность за обучение. Они независимы и хотят все держать под контролем
- Ориентация на обучение: взрослые учатся лучше всего, когда они «делают». Для них актуально обучение, которое ориентировано на задачи и которое они могут применить в реальной жизни, на своем рабочем месте. Кроме того, ориентированное на решение задач обучение развивает их способность решать проблемы, что, в свою очередь, дает уверенность в том, что они смогут преодолеть свои проблемы с помощью своих новых знаний
Теория № 2: Трансформационное обучение: раскрытие перспектив для создания инсайтов и «вау»-моментов
Каждый из нас переживал моменты «вау». Вспышки вдохновения, которые заставили нас увидеть реальность по-новому. Инсайты, радикально изменившие наше мышление. Прозрения, которые разрушили давние убеждения и стереотипы.
Это трансформирующие переживания, которые меняют наше сознание. Как разработчик учебных материалов вы должны стремиться к созданию такого обучения. Подобные переживания пробуждают сознание, вызывают сильные эмоции и оставляют неизгладимые впечатления. Многие такие события вызывают радикальные изменения в мыслях, взглядах, установках и моделях поведения – «трансформации».
Теория трансформационного обучения объясняет, как взрослые учатся в такие «вау»-моменты. Теория основана на вере в то, что обучение происходит, когда новый смысл передается более раннему опыту или когда старое значение интерпретируется по-новому и рассматривается в новом свете.
В теории трансформационного обучения есть 3 этапа:
- Выявление дилеммы или кризиса: осознание того, что мы все время придерживались неправильных убеждений или не знаем того, что должны знать, часто является спусковым крючком для того, чтобы вникнуть и покопаться в информации или пересмотреть свое мышление. Незнание или осознание того, что мы располагаем неверной информацией, – это кризис, который глубоко огорчает всех нас. Вы должны указать своим ученикам на то, чего они не знают, чтобы заинтересовать их своим курсом.
- Установление личной актуальности: это ответ на извечный вопрос «Зачем мне это?”, который вдохновляет людей и стимулирует обучение. Контекст может быть личным, профессиональным или социальным, и вы должны установить его в самом начале курса, чтобы вызвать интерес и часто повторять его и держать учащихся «на крючке». Взрослые ученики мотивированы учиться, когда они могут представить себе результаты своих усилий.
- Критическое мышление: ваши ученики – здравомыслящие и рациональные люди. Таким образом, вы должны создать возможности для критического осмысления (размышления о предпосылках), чтобы побудить их пересмотреть свои убеждения и установки. Когда вы позволите им разобраться в своих чувствах и мыслях и самостоятельно понять, от чего им нужно избавиться или что изменить, они с большей готовностью примут и усвоят полученные знания.
Теория № 3: Эмпирическое обучение – связь с реальностью для создания смысла
Китайский философ Конфуций сказал: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я пойму».
Как человеческие существа, мы есть наш опыт. Для взрослых никакое изучение учебников не может заменить знания, понимания и мудрости, которые приходят из опыта.
Теория экспериментального обучения утверждает, что сущность обучения взрослых заключается в осмыслении опыта. Взрослые учатся лучше всего, когда они практикуют, когда они непосредственно вовлечены в процесс обучения, а не заучивают понятия и определения из книг.
Экспериментальное обучение имеет циклический характер и происходит в 4 этапа:
- Конкретный опыт: взрослые учатся лучше всего, когда опыт обучения выходит за рамки учебного класса. Кинестетическое обучение или обучение путем поощрения физических действий (моделирования) и обучение, вызывающее сильные эмоциональные реакции (реалистичные сценарии, раскрывающие причинно-следственные связи), создают впечатляющие переживания, которые нелегко забыть.
- Рефлексивное наблюдение: взрослым необходимо взаимодействовать со своим опытом и размышлять над ним, чтобы собирать идеи и приобретать знания. Поэтому крайне важно не только создать возможности для обучения на основе опыта, но и предоставить время и пространство для размышлений. Создайте возможности для «наблюдения» за действиями, разворачивающимися на глазах (демонстрации) и «анализа» процессов и процедур (действия на основе сценариев, тематические исследования).
- Абстрактная конкретизация: успех экспериментального обучения заключается в том, что учащийся способен декодировать абстрактные понятия из размышлений, обобщать эти идеи и осознавать их актуальность. Разрабатывайте оценки, чтобы побудить учащихся проявить свои способности «критического мышления» и помочь сформулировать концепции и процедуры.
- Активное экспериментирование: ролевые игры, стажировки и другие практические задачи позволяют учащимся применять полученные знания и, таким образом, по-настоящему «учиться на практике». Активное экспериментирование приводит к конкретному опыту, и цикл экспериментального обучения возобновляется.
Описанные в статье теории обучения взрослых помогут вам поставить себя на место ваших учеников и создать для них обучение, которое будет актуально, эффективно и принесет максимальные результаты и изменения в их жизни и карьере.