Онлайн-школа в музыкальной нише. 10 лет на стабильной ноте

Истории успеха

Онлайн-школа игры на фортепиано MuzVideo2.ru — яркий пример успешной бизнес-стратегии онлайн-образования в узкой нише. Они были онлайн-школой уже тогда, когда даже само это название еще не приобрело широкой известности. Последний год проект работает на платформе для онлайн-обучения «АнтиТренинги». Про аудиторию, эмоции в обучении и планы на дальнейшее развитие поговорили с основателем и идейным вдохновителем школы Сергеем Филимоновым:

Сергей Филимонов, основатель и руководитель онлайн-школы игры на фортепиано MuzVideo2.ru (далее СФ).

СФ: Всё это началось в 2011 году, когда мне вдруг захотелось делиться своими знаниями. Название родилось из домена для размещения моего блога. В нем я выкладывал статьи и музыкальные видеоуроки по игре на фортепиано. Я подумал, что буду записывать небольшие музыкальные видеоуроки: часть из них с платным доступом, а часть – бесплатно. Название MuzVideo показалось мне идеальным, расшифровывалось как музыкальное видео. Поскольку этот домен был занят, мне пришлось дополнительно взять цифру 2 и получилось MuzVideo2. Из этого блога в итоге и родилась онлайн-школа фортепиано MuzVideo2.ru.

Платформа «АнтиТренинги»(далее АТ): То есть ваши истоки и ваша онлайн-школа еще с 2011 года тянутся?

СФ: Да. В 2011 я впервые опубликовал видео на ютубе, начался рост подписчиков, и постепенно это преобразовалось в онлайн-школу. В те времена еще не было такого названия «онлайн-школа» в принципе. Самым частым запросом при поиске моих уроков был «самоучитель игры на фортепиано». Первый мой курс тоже назывался «Самоучитель «10 шагов к музыкальной свободе». Сейчас я считаю это название немного странным, но в тот момент оно казалось мне самым подходящим. 

АТ: Сергей, а до 2011 года как складывалась ваша карьера? Вы были музыкантом и преподавателем музыки?

СФ: Сейчас вам всё покажется очень странным и интересным. До этого я учился на врача, закончил Омскую медакадемию и проработал еще 2,5 года терапевтом. Из медицины ушел в продвижение лекарственных препаратов. Там научился продажам, проходил множество тренингов на базе фармкомпаний. Параллельно с этой деятельностью я создавал свою онлайн-школу фортепиано. И когда она стала приносить ощутимый доход, я полностью ушел из медицинской отрасли.

АТ: И все-таки, в какой момент в вашу жизнь пришла музыка?

СФ: Музыка со мной с 6-ти лет. В этом возрасте я пошел в музыкальную школу, которую впоследствии успешно закончил. Особенность в том, что музыкальная школа, как правило, не дает необходимых знаний для того, чтобы человек мог играть для себя. В школе учат играть по нотам классические произведения, то есть учат исполнительскому навыку. Для игры по нотам не нужно подбирать, аккомпанировать, импровизировать и сочинять. А именно этого очень часто хотят добиться те, кто туда приходят. После классической музыкальной школы люди обычно играют на память где-то два-три произведения, потому что остальные они уже забыли, а новые еще не выучили. И это большая беда для тех, кто хочет играть для себя: аккомпанировать, импровизировать и сочинять. Эти навыки остаются за кадром классического образовательного процесса. Такое положение дел часто приводит к плачевным последствиям для тех, кто не стал продолжать обучение в музыкальном направлении – просто теряют интерес к музыке и бросают играть.

АТ: В вашей школе вы предлагаете решение, которое поможет научиться играть самим?

СФ: Да, я нашел альтернативный способ, с помощью которого могу научить играть для себя, не используя ноты как единственно возможный способ обучения. Мой подход позволяет научить не только просто играть на фортепиано, но и делать фортепианные обработки любой песни, сочинять свою музыку, делать аккомпанемент и под него петь. Всё это без использования нот. И поэтому мой первый курс назывался «10 шагов к музыкальной свободе». Он помогал освободить людей из нотной «тюрьмы».

АТ: То есть в музыкальной школе учат читать ноты и не учат писать свою музыку?

СФ: Теория, которую изучают на сольфеджио, не дает человеку свободы за инструментом. Она не привязана к практике и подается слишком академично. Теория и практика оказываются не связанными. Люди играют на фортепиано по классическому способу – просто ставят ноты перед собой и играют, а теорию постепенно забывают. На уроках сольфеджио показывают, как записать то, что ты услышал, но в основном это только то, что ты услышал. И если мелодию еще можно подобрать, то аккомпанемент подобрать уже не получается. Не хватает нужного навыка.

АТ: Итак, ваш первый курс вышел в 2011 году, и как далее развивалась онлайн-школа?

СФ: Вначале это были 10 видеоуроков, собранные в такой маленький курс. И стоил он 500 рублей. Постепенно он начал продаваться. Его покупали 3-4 раза в месяц. Поскольку уроков выкладывать мне хотелось больше и больше, то я стал добавлять их в этот же курс. И так продолжалось около двух лет. Курс стал раздуваться и цена его росла. В итоге я понял, что наполнять этот же курс и дальше не имеет смысла. Во-первых, он станет слишком неподъемным, во-вторых, слишком дорогим, а в-третьих, люди не будут понимать, что и зачем они проходят. 

Захотелось организовать мои знания в отдельные тематические модули и каждому из них посвятить большое количество времени и видеоуроков. Я разбил информацию на части и в каждой из них сильно углубился. Теперь можно получить все эти знания с помощью разных курсов. Есть курс по аккордам, по гармонии, есть курс по аранжировке. Например, есть курс по балладному стилю, блюзовому стилю. Каждый из этих курсов полно раскрывает свою тему. И когда у меня появился целый набор курсов, тогда это уже можно было назвать онлайн-школой.

АТ: Сколько лет вы уже так смело можете называть свои курсы онлайн-школой?

СФ: В принципе, она с самого начала и была онлайн-школой, просто называлось это всё как-то по-другому. Вначале это называлось магазином музыкальных видеоуроков MuzVideo2.ru. И все.

АТ: Тогда на рынке кроме вас еще кто-то был или вы были первопроходцем?

СФ: Да, продвигался еще один самоучитель по игре на фортепиано. Это был диск с уроками. Тогда всё продавалось на дисках и отправлялось почтой. У меня с самого начала этого не было. Я не хотел связываться с дисками, потому что постоянно обновлял курс. 

АТ: Где вы брали знания, необходимые для организации онлайн-школы? 

СФ: Как открыть онлайн-школу тогда никто не учил. Можно было разместить в закрытом доступе на сайте необходимые материалы и выдавать доступ к этому разделу после покупки. Появились первые предприниматели, осознавшие, что скоро начнется развитие онлайн-школ, и нужно выдавать доступ именно внутри сайта. Люди экспериментировали и использовали различные платные плагины, позволяющие это сделать на базе обычного сайта на WordPress.

АТ: Как вы разработали свою методику преподавания в онлайн?

СФ: Поначалу я просто выкладывал видеоуроки. Не было никаких домашних заданий и проверок. Функционала такого еще не существовало. Люди, которые покупали мой курс, все пробовали самостоятельно. Если что-то было непонятно, они задавали вопросы в текстовой форме. Сейчас с этим проще. Можно дать задание ученику, показать, как это надо сделать, ученик записывает видео и показывает, как это сделал он. Можно поправить и сказать, что не так. 

АТ: Как считаете – уступает ли онлайн-обучение в качестве офлайновому?

СФ: В онлайне сейчас можно подобрать более качественное обучение, чем в офлайне. И сделать это намного дешевле. На запись видеоуроков я трачу уйму времени. Нужно найти правильную методику, всё ужать до формата 10-15 минут, а не растягивать это на час. Постараться сделать так, чтобы подача была понятной и доступной, сопровождалась наглядным материалом, картинками и слайдами. На очных уроках никаких слайдов никто не покажет. На очном уроке преподаватели за 40 минут выдают ту же информацию, что я могу в видеоуроке выдать за 5-10 минут. И это очень ценный момент в онлайне. При этом урок стоить будет в 3-5 раз дешевле, чем у преподавателя лично.

АТ: Как получить сжатие с 40 до 5 минут, за счет чего?

СФ: За счет правильной подачи, методики, слайдов, которые дополняют устный рассказ. Не все хорошо воспринимают информацию на слух или с «показа рук». На видео я еще помещаю вторую клавиатуру, на которой подсвечиваются нужные клавиши. На слайде есть показ, допустим, нотного варианта или объяснение в виде картинок. Всё это вместе хорошо дополняет друг друга, за счет чего удается сократить время обучения. Кроме того, в онлайне ученик всегда может пересмотреть урок, вернуться к началу, если что-то не понял. Краткая подача в этом смысле выигрывает. Можно быстро пересмотреть нужный материал. В офлайне ученику стыдно переспрашивать по 100 раз, и он просто молчит, даже если ничего не понял. Это сильно тормозит процесс обучения.

АТ: Сергей, а как выглядит структура урока у вас? 

СФ: Сам урок всегда состоит из демонстрации того, что должно получиться, и показа способа, как этого результата добиться. Я раскладываю сложный навык на элементы «от простого к сложному» и ученик просто смотрит видео, ставит на паузу и повторяет – построение аккордов, гармонии, упражнения по аккомпанементу и так далее. После урока всегда есть тест или задание, которое я проверяю лично. Я должен убедиться в том, что ученик все повторил, иначе следующие уроки он не сможет пройти.

АТ: Какая аудитория чаще всего приходит в вашу онлайн-школу и с каким запросом?

СФ: Чаще всего приходит аудитория осознанная. Те люди, которые уже в жизни состоялись. С семьями, с детьми, которым не надо на текущий момент заниматься базовыми потребностями. У них появляется свободное время, и они могут уделить его себе и своему развитию. В этот момент появляется желание учиться игре на фортепиано. У многих это была мечта детства.

АТ: То есть к вам приходят по зову души?

СФ: В основном да. Приходят, чтобы самостоятельно научиться играть на фортепиано. У многих при этом нет времени, они, как правило, работают, есть семья, еще есть какие-то другие дела, но вот для души остается немного времени, и они хотят обучиться играть на инструменте. Мои курсы решают их задачу в этом плане.

АТ: В следующем году будет 10 лет как существует ваша школа. Какой момент вы бы назвали самым кризисным и самым успешным?

СФ: Самое интересное, что в моей практике не было моментов кризиса или бешеного успеха. Год от года в MuzVideo2 идет поступательное движение вверх. Не случалось такого, что у меня вдруг просели продажи, и я не знал, что делать. Все люди, которые ко мне приходят, как правило, меня уже знают из ютуба. Они пошли смотреть мои видеоуроки и увидели, что хорошо получается преподавать, хорошая подача, сжатый материал, и хотят продолжить обучение у меня. Из этой небольшой прослойки людей постоянно формируются новые клиенты, которые покупают мои курсы. Нет ни взрыва продаж, ни резкого спада. И меня это вполне устраивает.

АТ: В период карантина не было какого-то изменения в спросе?

СФ: В период карантина повысились продажи, потому что в самом начале еще никто не знал, чем это все закончится. Все оказались дома, лететь никуда нельзя, ремонт сделать тоже не получится. Люди решили заняться собой и своими желаниями. В этом плане онлайн-образование, я думаю, у всех подскочило. У меня примерно в два раза выросли продажи на 1-2 месяца, после этого вернулись к обычному темпу.

АТ: Сергей, вы один занимаетесь школой или есть команда?

СФ: По большей части делаю все сам. Есть люди, которых я нанимаю на определенные виды работ, но в целом я работаю один. Еще есть преподаватель, проверяющий домашние задания по курсам для начинающих.

АТ: Продвижением сами занимались?

СФ: Вообще продвижением практически не занимался. В основном всё выросло из канала и сайта. Кто-то приходит по поисковым запросам, кто-то через ютуб. Фактически у меня на текущий момент хаотичные продажи, нет какой-то воронки продаж, как у многих онлайн-школ. Собираюсь этим заняться и, возможно, дальше будет что-то в этом плане улучшаться.

АТ: Вы начинали преподавать без платформы. В какой момент решили, что пора «переехать» на платформу?

СФ: Перешел на платформу тогда, когда понял, что это более удобная форма подачи информации. Все необходимые функции собраны в одном месте. На платформе «АнтиТренинги» я работаю последний год. До этого использовал для обучения другой сервис. Я считаю, что с «АнтиТренингами» проще разобраться как ученику, так и преподавателю, легче оформить курсы, выглядит это всё более приятно, и поэтому я сделал выбор в пользу этой платформы. 

АТ: Каких планов ждать от вас на следующий год? 

СФ: Планирую посвятить себя развитию маркетинговой политики. Курсов у меня достаточно для полноценной работы онлайн-школы. В следующем году планирую вырасти в количестве моих студентов. После налаживания процесса продаж хочу выпустить курсы, которые дополнят имеющиеся и привнесут в программу что-то новое.

АТ: Что бы вы сказали тем, кто планирует начать учиться у вас, но еще немного сомневается?

СФ: Сомнения всегда имеют под собой какую-то основу. От умения играть на фортепиано чаще всего ждут эмоций. И на моих курсах люди их получают. Если человек еще сомневается, значит ещё не получил достаточно впечатлений. Советую посмотреть еще парочку моих бесплатных уроков на ютубе, и сомнений не останется. Музыка не оставляет людей равнодушными. 

Обучение игре на фортепиано – это одно из направлений, которое может освоить любой человек, желающий разнообразить свою жизнь. Если хочется что-то поменять в своей жизни и найти занятие для души, – начните заниматься фортепиано! Приходите в онлайн-школу MuzVideo2.ru, я покажу, как начать заниматься, даже если у вас совсем нет времени.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите создать свой курс на нашей платформе?