Метод 360 градусов для оценки персонала

Оценка персонала Корпоративный раздел

Успешные компании стремятся оценивать своих сотрудников и мотивировать их на постоянное развитие, но стандартной системы оценки эффективности часто бывает недостаточно. Поэтому все больше и больше организаций внедряют в свой процесс оценивания метод 360 градусов. 

Что представляет собой данный метод, какие его преимущества и недостатки при внедрении в компании?  Об этом и поговорим в данной статье.

Что такое метод 360 градусов для оценки персонала?

Метод 360 градусов – это инструмент, который дает каждому сотруднику возможность получать обратную связь о своей эффективности от руководителя или менеджера и 4-8 своих коллег и даже клиентов. Как правило, сам сотрудник, которого оценивают, также заполняет анкету с оценкой самого себя.

Это инструмент измерения, в котором производительность человека анализируется с разных сторон на основе его компетенций. Таким образом, навыки, знания и поведение индивида максимально объективно оцениваются им самим и людьми, которые поддерживают с ним контакт. Собранная обратная связь дает представление о производительности работника и видение тех навыков и поведения, которые необходимы компании для реализации ее целей и миссии.

Люди, которые оценивают и дают свою обратную связь по компетенциям сотрудника, часто выбираются как организацией, так и самим сотрудником. Это люди, регулярно взаимодействующие с человеком, который получает обратную связь.

Определение критериев оценки

Критерии оценки делятся на два типа:

  • Навыки: комплексное использование знаний, навыков и взглядов для выполнения задач с максимальной эффективностью
  • Результаты: объективные цифры и данные, подтверждающие, что обладатель этих навыков эффективно обеспечивает результаты, необходимые компании

Идея состоит в том, чтобы определить, какие сотрудники являются наиболее эффективными и продуктивными для компании, а какие нуждаются в обучении или наставничестве.

Конечная цель – разработать план действий, чтобы каждый сотрудник мог исправить свои слабые и максимально использовать свои сильные стороны.

Чтобы принять решение о внедрении данного метода для оценки своих сотрудников, вам нужно знать его преимущества и недостатки.

Преимущества метода 360 градусов

  1. Обратная связь о сотруднике из разных источников

Этот метод обеспечивает всестороннюю обратную связь от коллег, сотрудников, менеджеров и руководителей, и несомненно это лучше, чем отзыв одного человека. Также он экономит время руководителей, поскольку они могут тратить меньше энергии на свою обратную связь по мере того, как в процессе участвует больше людей. Восприятие коллег важно, и этот процесс помогает людям понять, как другие сотрудники видят их работу.

  1. Развивает и укрепляет командную работу и ответственность

Такой подход помогает членам команды научиться более эффективно работать вместе. Сотрудники знают больше то, как работают члены команды, чем их руководитель. Обратная связь от нескольких коллег делает членов команды более подотчетными друг другу, поскольку они делятся знаниями о том, что они внесут свой вклад в эффективность каждого члена. Хорошо спланированный процесс может улучшить общение и развитие команды.

  1. Выявление проблем, улучшение личных результатов и результатов организации

Метод 360 градусов – один из лучших методов понимания личных потребностей развития и нужд для роста компании. Вы можете узнать, что мешает сотрудникам успешно работать вместе и как политика, процедуры и подходы вашей организации влияют на успех сотрудников. 

Во многих компаниях, использующих метод 360 градусов для оценки сотрудников, основное внимание уделяется выявлению сильных сторон. Это имеет смысл для повышения эффективности персонала.

  1. Выявляет конкретные направления для развития карьеры

По многим причинам организации не несут ответственности за развитие карьеры своих сотрудников. Хотя большая часть ответственности ложится на сотрудника, работодатели обязаны создать среду, в которой работники получают мотивацию и поддержку в их росте и развитии. Обратная связь от нескольких коллег может предоставить человеку информацию о том, что ему или ей нужно сделать для повышения своей карьеры. 

Кроме того, многие сотрудники считают, что такая обратная связь более точна, лучше отражает их работу и более достоверна, чем отзывы одного руководителя, который редко видит их работу. Это делает информацию более полезной как для карьеры, так и для личного развития.

  1. Снижает риск предвзятости и дискриминации

Когда обратная связь поступает от ряда лиц, выполняющих различные должностные обязанности, возможность дискриминации по возрасту, полу или другому признаку снижается. Эффект, при котором руководитель оценивает эффективность сотрудника на основе его последних взаимодействий с ним, также минимизируется.

  1. Улучшает обслуживание клиентов

Каждый человек получает ценную обратную связь о качестве своего продукта или услуг, особенно в опросах, в которых участвует клиент. Эта обратная связь должна позволить сотруднику улучшить качество, надежность и оперативность продуктов и услуг, которые он предоставляет.

  1. Оценка потребностей в обучении

Метод 360 градусов дает исчерпывающую информацию о потребностях сотрудников в обучении и, таким образом, позволяет планировать занятия, организовывать онлайн-обучение и перекрестное обучение.

Недостатки метода 360 градусов

Но есть у этого метода и свои минусы, о которых вы обязаны знать и избегать их при реализации его в своей компании.

  1. Служит только частью общей системы измерения эффективности работы сотрудников

Метод 360 градусов – это часть системы управления эффективностью внутри организации. Использование лишь этого метода может привести к тому, что участники будут слишком многого ожидать от него. 

Убедитесь, что метод 360 градусов интегрирован в комплексную систему управления эффективностью, а не используется как отдельное мероприятие.

  1. Вызывает организационные проблемы, если реализован поспешно или не полностью

Часто метод внедряется по рекомендации отдела кадров или старшего руководителя, который узнал о нем на семинаре или из книги. Подобно тому, как организация реализует любое запланированное изменение, внедрение метода должно соответствовать принципам эффективного управления. Люди, которые будут использовать его, должны изучить метод подробно и разработать процесс для вашей организации.

Чтобы метод 360 градусов работал правильно, он должен быть связан с общими стратегическими целями вашей организации. Если вы определили компетенции или имеете подробное описание должностей, дайте людям обратную связь о выполнении ими ожидаемых компетенций и должностных обязанностей. 

Метод не будет работать, если он не поддерживает общее направление и требования вашей организации. Он должен служить инструментом достижения большой и долгосрочной цели вашей организации.

  1. Ограниченное количество информации из-за анонимности обратной связи

Поскольку обратную связь участники процесса дают анонимно, то сотрудник, получающий ее, не имеет возможности обратиться за помощью, если он хочет глубже понять содержание. Ему не к кому обращаться за разъяснениями по поводу нечетких комментариев или за дополнительной информацией о конкретных рейтингах и их основе. 

Таким образом, наличие наставников и ответственных за реализацию метода в компании очень важно. Супервайзеры, сотрудники отдела кадров, заинтересованные менеджеры и другие люди могут помогать сотрудникам понимать обратную связь, а также разрабатывать планы действий на ее основе.

  1. Сосредоточен на слабостях и недостатках сотрудников, а не на сильных сторонах

Стоит сосредотачиваться на сильных сторонах сотрудников, а не на их слабостях. Это будет мотивировать расти и меняться ваш персонал.

  1. Неопытность и неэффективность оценщика

Как правило, обратная связь и отзывы людей, которые оценивают конкретного сотрудника, очень субъективны. Они могут завышать его компетенции, чтобы сотрудник выглядел хорошо, но также могут и занижать их, чтобы человек казался некомпетентным. 

Они могут неформально объединиться, чтобы заставить систему искусственно завышать эффективность каждого. Необходимо продумать систему сдерживания, чтобы не допустить подобных ситуаций.

  1. В некоторых случаях требуется большая обработка данных

При традиционном офлайн-оценивании нескольких сотрудников одновременно увеличивается, как правило, и количество людей, участвующих в процессе. Соответственно и больше времени в дальнейшем потребуется на обработку и сведение результатов. К счастью, собрать обратную связь при использовании метода 360 градусов в наше время можно через специальные онлайн-сервисы и платформы.

Это почти устранило данный недостаток.

Метод 360 градусов является отличным инструментом в системе управления эффективностью, если его внедрить правильно и осторожно. Он поможет сотрудникам улучшить качество своей работы и развиваться в карьере.

Однако если вы отнесетесь к внедрению данного метода «спустя рукава» или только потому что, его используют все остальные, это может привести к плачевным последствиям – подорвать моральный дух и мотивацию сотрудников.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите создать свой курс на нашей платформе?