Каждая команда обучения и развития стремится к одной конечной цели – чтобы каждому сотруднику были предоставлены все возможности для обучения. Но как лучше всего это сделать для современного бизнеса?
Формальное и неформальное обучение – два противоположных стиля обучения. Один структурирован и организован. Другой – случайный и неструктурированный.
Давайте рассмотрим каждый из этих видов и выясним, какая стратегия обучения лучше всего подойдет вашей организации.
Что такое формальное и неформальное обучение?
Формальное обучение – это обучение, которое осуществляется «систематическим преднамеренным образом». Оно запланировано, организовано и управляется инструктором, и обычно это происходит в личной обстановке или через онлайн-платформу обучения, например, «АнтиТренинги».
В корпоративной среде формальный вид используется в контексте обучения соблюдению требований или адаптации нового сотрудника. Это типы обучения, которые нуждаются в структуре, имеют определенные сроки и свою цель.
Неформальное обучение же наоборот неструктурировано, часто непреднамеренно, и происходит вне обычных условий обучения. Важно отметить, что это самоуправляемый, асинхронный процесс, у которого нет реальных целей, скорее он происходит естественным образом.
В рамках вашего бизнеса этот вид обучения может происходить когда удобно и где угодно. Например, вы можете общаться с коллегой, и она упоминает, что нашла более эффективный способ автоматизировать ручной процесс, который вы тоже можете использовать. Хотя это было не намеренно, вы все же кое-чему научились.
Формальные и неформальные методы обучения
Когда мы сравниваем формальное и неформальное обучение, то у каждого из них есть разные учебные методы. Вот наиболее распространенные способы их использования на рабочем месте:
Формальные методы обучения
1. Личное взаимодействие с инструктором
Более традиционный и все еще широко распространенный формальный метод обучения – очно, индивидуально или с группой. Он популярный, поскольку добавляет уровень непосредственной интерактивности, возможность личного взаимодействия с преподавателем.
Но в то же время очное обучение, такое как семинары, коучинг и обучение на рабочем месте, имеет свои недостатки. Это дорого, отнимает много времени на организацию, и при этом вашим ученикам приходится пропускать рабочие дни, чтобы пройти обучение.
2. Онлайн-обучение
Проведение онлайн-обучения, осуществляемое с помощью системы управления обучением, стало новой нормой для компаний, стремящихся реализовать формализованную стратегию обучения. Главное преимущество в том, что это быстро и легко. Учащимся просто нужно войти в LMS и пройти обучение в любое время.
Вы также можете использовать модель смешанного обучения с помощью учебной платформы и вебинаров, а также применить метод социального обучения, организовав тематические чаты и сообщества. Функционал платформы «АнтиТренинги» позволяет все это реализовать в одном месте. А также делает обучение легко измеряемым. Скажем, например, ваша компания проводит обучение соблюдению нормативных требований, которое должно быть формальным. С помощью LMS вы можете отслеживать и фиксировать каждый шаг обучения, чтобы убедиться, что ваша организация соответствует требованиям.
Неформальные методы обучения
Поскольку неформальное обучение является органичным и незапланированным, гораздо сложнее определить реальные способы его использования в вашей компании.
Однако важно отметить, что неформальное обучение уже происходит в вашем бизнесе. Вы просто можете не осознавать этого. Каждый раз, когда сотрудник решает поискать способы улучшения процесса или когда идет разговор между коллегами о рабочей задаче, происходит обучение.
Тем не менее, есть несколько способов развивать неформальное обучение в вашей компании. Во-первых, наличие у ваших сотрудников множества ресурсов, которые они могут использовать при необходимости, поощряет случайное обучение. Кроме того, есть социальное обучение, а именно личные беседы, взаимодействие в мессенджерах или чатах в вашей системе управления обучением. Все это стимулирует общение ваших сотрудников, повышает их учебную мотивацию.
Когда использовать формальные и неформальные методы обучения?
Когда дело доходит до стратегий обучения в рамках бизнеса, важно понимать одну вещь о формальном и неформальном обучении – они не исключают друг друга. Каждый метод имеет свои преимущества и играет определенную роль в вашей организации. Поэтому важно знать, какой из них подходит для использования в той или иной ситуации.
Ваш выбор будет зависеть от ответа на вопрос: «Должно ли обучение быть измеримым и обязательным?»
Для таких тем, как обучение комплаенсу, адаптация новых сотрудников, обучение навыкам работы, формирование мягких навыков и обучение продукции, ответ – да. Все это курсы, которые влияют на успех вашего бизнеса, и знание того, что ваши сотрудники получают информацию, необходимую для эффективного выполнения своих обязанностей, является важным показателем, который необходимо отслеживать.
Неформальное обучение обычно применяется на практике, когда материал «желательно и интересно знать», но не обязательно. Гораздо важнее поддерживать беседу и поощрять самостоятельное обучение, чтобы ваши сотрудники чувствовали, что могут получать знания самостоятельно.
Вы сами должны решить, какие учебные процессы лучше всего подходят для вашей организации. Но помните: самые успешные компании делают обучение приоритетом, независимо от того, какую форму оно принимает. Поэтому пока ваши сотрудники чувствуют поддержку в обучении, независимо от метода, это шаг в правильном направлении.