E-learning от А до Я: плюсы, возможности, перспективы

eLearning СДО

На качество обучения непосредственно влияет вовлеченность студента в процесс, интерактивность и разнообразие видов учебного материала, который он получает. Еще 30 лет назад обе эти характеристики напрямую зависели от опыта и навыков преподавателя. В наше же время технический прогресс помогает улучшить любой вид обучения, введя в него элементы e-learning – электронного обучения.

Из этой статьи вы узнаете, что такое e-learning, его преимущества и недостатки в сравнении с классическим обучением и самые эффективные способы его использования.

Что такое e-learning и его отличия от дистанционного обучения

По определению, которое дали специалисты ЮНЕСКО, e-learning – это обучение с помощью Интернета и мультимедиа. Но даже четкое определение не исключает постоянной путаницы между понятиями «e-learning» и «дистанционное обучение». При этом они похожи в некоторых своих чертах, но различны по сути.

В дистанционном обучении ключевую роль играет то, что учебные материалы от преподавателя студенту передаются с помощью средств связи, то есть без необходимости личного контакта. Но инструмент, который обеспечивает передачу, может быть любым: почта, радио, телевидение, Интернет. Суть дистанционного обучения именно в возможности обучаться на расстоянии.

В электронном обучении главной характеристикой является использование различных мультимедийный форматов, таких как видео, аудио, интерактивные тесты и тренажеры, гаджеты и другие. При этом оно не обязательно происходит на дистанции – очные курсы при использовании описанных выше видов учебных материалов также относятся к e-learning.

Можно сказать, что дистанционное обучение – это форма обучения, когда как e-learning – это методика. При этом сочетание дистанционного обучения через Интернет и интерактивных мультимедийных форматов e-learning превращает обычный курс в эффективный способ получения новых знаний и навыков. Поэтому дальше мы будем рассматривать e-learning в контексте обучения с использованием СДО – систем дистанционного обучения.

Плюсы и минусы e-learning

Электронное обучение – это молодой и перспективный способ передачи знаний, поэтому в первую очередь нужно решить, подходит ли он вам.

Чтобы это было проще сделать, мы выделили ключевые плюсы и минусы его использования.

Плюсы e-learning

Высокая вовлеченность в обучение и его качество. Разнообразные форматы подачи материалов и контроля его усвоения заинтересовывают ученика, что повышает его мотивацию к учебе и в конечном счете увеличивает скорость и качество прохождения курса.

Возможность отрабатывать практические навыки. E-learning позволяет использовать тренажеры, разные виды тестов и контрольных работ, технические приспособления, которые не только передают ученику теорию, но и развивают в нем практические навыки.

Экономия времени и финансов. При обучение с помощью e-learning и СДО студент не тратит время на путь до учебного класса и обратно, при этом экономит деньги на принадлежностях для учебы, транспортных расходах и сопутствующих затратах. В то же время для владельца курса предоставлять e-learning через СДО гораздо менее затратно – нет необходимости арендовать помещение, рутинные процессы выполняет работа, можно сэкономить на персонале, что делает себестоимость такого обучения ниже, не влияя на его качество.

Свобода построения курса для его автора. Элементы e-learning позволяют сочетать различные виды материалов и контроля знаний, что позволяет автору курса создать уникальную программу обучения, которая доводит его учеников до результата.

Удобный доступ к обучению. Качественно построенное e-learning на СДО позволяет студентам получать к нему доступ из любой точки мира и в любое удобное для него время. Главным условием является наличие мобильного гаджета или компьютера, а также доступа в Интернет. Владелец или администратор курса тоже может работать через мобильные устройства.

Минусы e-learning

Технические требования. Чем сложнее формат учебного материала предоставляется ученику, тем более совершенные устройства ему нужны, чтобы получить его. Для отдельных видов уроков могут потребоваться различные дорогие технические средства, например, шлем виртуальной реальности. Поэтому крупные корпорации, в которых обучение сотрудников происходит с помощью e-learning, предоставляют им необходимые гаджеты.

Необходимость в минимальных технических навыках. В отличие от классического обучения, для которого достаточно просто прийти на урок, чтобы получить доступ к e-learning, нужно уметь работать с компьютером или мобильным устройством. Поэтому нужно точно знать средний уровень технических навыков ваших учеников и в случае необходимости написать инструкцию по использованию курса, также следует осуществлять техническую поддержку. Не менее эффективно использовать СДО с интуитивно понятным и простым интерфейсом, где на вопросы новых пользователей смогут быстро ответить специалисты.

Отсутствие эмоционального контакта и снижение мотивации. Обучение на расстоянии, каким бы оно ни было, лишено эмоционального контакта ученик-преподаватель и ученик-одногруппник. Со временем это начинает снижать мотивацию пользователя к обучению. Лучший вариант – это добавить в свое обучение чат студентов и возможность для них связываться с преподавателем. Также некоторые платформы предоставляют функцию игрофикации, которая вносит в процесс обучения элемент игры и соревнования для поддержания мотивации студентов.

Невозможность обучения некоторым практическим навыкам. E-learning отлично помогает получить и закрепить теоретические знания, но ограничено в передаче навыков. Те умения, которые закрепляются под непосредственным контролем и с индивидуальной обратной связью преподавателя,  с трудом передаются через Интернет. Но каждый владелец курса решает эту проблему по-своему. Так, невозможно выучить хирурга на расстоянии, но многие медицинские вузы перевели теоретические занятия в онлайн, а практику оставили в очном режиме. Крупные компании используют нейросети, технологии дополненной реальности и шлемы виртуальной реальности для обучения сотрудников. А грамотный подход к построению курса помогает обучать через Интернет даже танцам.

Вывод: e-learning с использованием СДО значительно расширяет возможности дистанционного обучения как в сторону улучшения качества, так и в сторону увеличения разнообразия возможных курсов. Все ограничивается технической сложностью, требованиями к практике и подходом автора курса к его созданию.

Для кого создание e-learning курса окажется выгодным

Чаще всего к созданию такого вида курсов прибегают 3 категории людей:

  1. Преподаватели, которые хотят расширить базу своих учеников, сделать обучение более удобным и качественным для них. В таком случае на СДО переносятся уже готовые курсы обучения или дополнительный материал, который помогает студентам глубже разобраться в предмете.
  2. Предприниматели, которые хотят монетизировать обучение в  Интернете. Лучшая реклама – это качественный результат, а обучение через e-learning позволяет создать курс, который будет продаваться сам. Достаточно найти экспертную нишу и потрудиться над созданием курса, чтобы получить хороший бизнес.
  3. Владельцы компаний, которым требуется регулярное обучение сотрудников. У e-learning есть преимущества для корпоративного обучения: курс записывается один раз, а потом просто предоставляется доступ для нужных сотрудников, экономятся деньги и время на обучении, появляется возможность обучать одновременно большое количество людей, повышается профессионализм штата, что приносит более высокие результаты.

Качества хорошего e-learning 

Для того чтобы ваш курс, предоставляемый с помощью СДО, можно было назвать качественным e-learning, он должен быть:

  • Интерактивным. Каждый блок информации должен закрепляться тестом, тренажером, домашним заданием или любым другим способом, при котором студент не просто пассивно получит материал, а сразу использует его, закрепив на практике.
  • Нацеленным на результат. Каждый отдельный урок должен доводить студента до определенного промежуточного результата, а каждый курс должен доводить его до цели – получения навыка или знания.
  • Простым. Каждая сложная или новая тема должна быть разбита на небольшие уроки, в среднем 15 минут, поочередно пройдя которые студент сможет использовать новые знания. Это повышает качество обучения и снижает сопротивление получению новых трудных знаний.
  • Доступным для пользователя. Нужно быть уверенным, что студент сможет разобраться в интерфейсе программы для обучения, что у него есть достаточные технические возможности, в противном случае – оказать ему поддержку. Один из лучших вариантов – это использовать хорошую СДО, в которой может быстро разобраться даже новичок.
  • Качественно проработанным. Хороший e-learning курс нельзя записать на коленке. Чтобы он действительно приносил пользу студентам, учебная программа должна быть продумана. Каждый шаг, отделяющий студента от записи на курс до его окончания, должен приносить необходимые знания и подаваться в том формате, который лучше всего поможет его понять. Видеолекции, вебинары, аудио, изображения, презентации, статьи, тесты, тренажеры – это и многое другое поможет вам создать качественный курс обучения.

5 шагов для запуска или переноса курса в e-learning

Создать курс e-learning, который поможет быстро обучить сотрудников или станет хорошим бизнесом – это не так сложно. Достаточно совершить 5 шагов, чтобы запустить свое e-learning.

  1. Выделить цель обучения и составить учебную программу. Если вы уже обучали людей раньше, нужно будет только подкорректировать программу под возможности дистанционного обучения. Если же вы начинаете с нуля, вам потребуется эксперт или экспертные знания в предмете обучения, чтобы сделать качественную программу.
  2. Создать мультимедийные материалы для уроков. Записать и смонтировать видеолекции, написать статьи и презентации, создать все необходимые учебные материалы лучше заранее. Также следует озадачиться необходимой для работы техникой, например, если курс будет предполагать вебинары, потребуется хорошая камера и микрофон, программное обеспечение, презентации, по которым будет вестись лекция.
  3. Выбрать СДО для качественной работы курса. Современные СДО предоставляют все необходимые функции для создания курса e-learning, но в разном объеме и на разных условиях. Поэтому следует уделить особое внимание выбору системы, которая будет автоматизировать процессы, давать допуск студенту и открывать полезные для построения процесса обучения возможности. О том, какими бывают СДО и как выбрать подходящую, читайте в этой статье. (ССЫЛКА на статью о СДО)
  4. Создать курс на СДО, настроить его. Большинство современных СДО обладают встроенным конструктором курсов. Это облегчает задачу, ведь даже новичок может собрать уроки и курсы по частям. Оптимальная конструкция урока: вводный материал, теоретический материал и закрепление знаний в виде теста, тренажера, домашнего задания. Также потребуется настроить все необходимые функции системы, такие как интеграции со сторонними ресурсами, допуск к обучению, выдачу сертификатов и другие. У бесплатных СДО, таких как Moodle, (СТАТЬЯ ПРО МУДЛ) нет встроенного конструктора, поэтому вам придется пользоваться сторонними программами, а потом портировать результат в систему, что затрудняет работу.
  5. Запустить курс в тестовом режиме, отладить процессы, открыть доступ ученикам, развивать его. Обычно после первого запуска курса сразу всплывают ошибки и недочеты, которые невозможно отследить на этапе создания. Поэтому необходимо протестировать готовый курс и все наладить. После этого можно давать допуск сотрудникам или продавать готовое e-learning. У современных СДО обычно есть функция просмотра статистики и аналитики результатов учеников, поэтому вы сможете сделать более доступным урок, который дается студентам сложнее всего. Подключить дополнительные функции, например, игрофикацию, защиту информации, чаты. Записать новый курс, руководствуясь опытом, который вы получили в создании первого.

Это упрощенные шаги, поскольку каждый из них имеет свои нюансы и сложности. Тем не менее, затратив небольшое количество ресурсов, вы можете получить в разы больше. Кроме этого, коммерческие СДО обладают интуитивно понятным интерфейсом и технической поддержкой, поэтому многие вопросы будут решаться в режиме реального времени.

Перспективы развития e-learning

Несмотря на то, что e-learning уже итак активно используется во всем мире и множестве сферах обучения, у него есть большие перспективы развития.

С точки зрения методологии все большей популярностью пользуется микрообучение – короткие, доступные и информативные уроки, после прохождения каждого из которых человек обретает необходимый ему навык. Это можно сравнить с поиском информации в Интернете, но вместо теории пользователь находит практические умения. Так что обратите внимание на такой вид обучения, чтобы быть в тренде.

С технической точки зрения развиваются три направления. Все более востребованным становится мобильное обучение – e-learning, доступ к которому можно получить со смартфона или планшета. Это позволяет людям обучаться там, где неудобно пользоваться компьютером, например, в транспорте. Поэтому СДО, у которых есть мобильное приложение для доступа студентов, занимают перспективную нишу.

Совершенствуются программы-тренажеры, чтобы студент мог развивать те практические навыки, которые, казалось бы, невозможно развить без очных занятий. Одним из перспективных видов таких программ становятся тренажеры с дополненной реальностью (AR, augmented reality). Развитие технологий в создании смартфонов сделало возможным использовать их, как бюджетный шлем виртуальной реальности, докупив необходимое оборудование, что тоже расширяет возможности e-learning.

Вывод

E-learning – это не то же самое, что и дистанционное обучение, но при объединении этих понятий можно создать качественный обучающий курс, который будет давать студенту не только теорию, но и практические навыки.

Для e-learning присущи интерактивность, удобство для пользователя, последовательность коротких уроков, дающих промежуточный результат, широкое использование различных форматов учебных материалов и способов закрепления знаний. E-learning не лишен своих минусов, но они решаются использованием качественной системы дистанционного обучения, а плюсы, которые дает такой вид обучения, предоставляют выгоду студенту и владельцу курса.

Самый эффективный способ реализации e-learning – это запуск курса и использование СДО или совмещение удаленного электронного обучения и занятий в режиме реального времени, например, очных или в режиме вебинара. СДО позволяют быстро создать и запустить курс при минимальных затратах, при этом они дают возможность учиться в удобное время из удобного места, автоматизируют рутинные процессы и снижают стоимость обучения как для студента, так и для владельца.

E-learning можно назвать будущим обучения, поэтому чтобы занять достойное место на этом поприще, нужно не медлить и переходить к нему как можно быстрее.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

Хотите разместить свой курс на платформе?