Самые эффективные технологии обучения персонала

Технологии обучения Корпоративный раздел

Существует множество методов и технологий обучения, которые помогут вам подготовить сотрудников, чтобы они лучше выполняли свою работу. При таком разнообразии вариантов может быть сложно определить, какие из них целесообразно использовать.

Применение нескольких технологий и методов для каждого учебного занятия может оказаться наиболее эффективным способом помочь сотрудникам усвоить и запомнить информацию.

В этой статье мы подробно рассмотрим самые популярные технологии обучения персонала, их преимущества и недостатки.

Общие сведения

Прежде чем рассматривать конкретные технологии и методы обучения, задайте себе следующие вопросы:

  1. Каковы ваши учебные цели на этом конкретном занятии?
  • Новые навыки
  • Новые техники для старых навыков
  • Лучшее поведение на рабочем месте
  • Более безопасное рабочее место
  • Ровные и бесконфликтные отношения на работе

2. Кого обучаете?

  • Новых сотрудников
  • Опытных сотрудников
  • Высшее руководство

3. Какой у вас бюджет на обучение?

4. Сколько времени выделено на обучение в вашей организации?

5. Какими учебными ресурсами и материалами вы располагаете?

Ваши ответы на эти вопросы начнут сужать выбор обучающих технологий. Теперь давайте рассмотрим их плюсы и минусы подробнее, а также то, где они лучше всего вписываются в программу обучения.

Технологии и методы обучения персонала

1. Обучение в классе или под руководством инструктора

Несмотря на многочисленные технологические достижения в индустрии обучения, традиционные форматы остаются жизнеспособными и эффективными.

Обучение под руководством инструктора остается одним из самых популярных методов обучения. Существует много его типов, в том числе:

  • Обучение с использованием классной доски или флипчарта

Это, вероятно, самый «старомодный» метод, но он все еще может быть эффективным, особенно если вы кроме лекции приглашаете учеников к работе на доске или сами ее активно используете.

  • Обучение с использованием проектора

Этот метод все чаще заменяется презентациями PowerPoint, которые требуют меньше усилий и времени для создания. Но функции проектора позволяют использовать его как доску или настраивать презентации на месте.

  • Обучение с использованием видео

Лекции могут быть разбиты на видеофрагменты, которые объясняют разделы учебной темы или представляют тематические исследования для обсуждения.

  • Обучение с использованием презентаций PowerPoint

Программное обеспечение для презентаций используется для индивидуальных и групповых занятий под руководством инструктора. Учебные материалы предоставляются в электронном виде и могут отображаться на большом экране для любого количества слушателей. Сотрудники также могут использовать презентации индивидуально, что позволяет легко восполнить пробелы в знаниях тех, кто пропустил групповое занятие. 

Этот метод является одним из самых популярных и может сочетаться с раздаточными материалами и другими интерактивными методами.

  • Рассказывание историй

Истории можно использовать как  примеры правильных и неправильных способов применения навыков с результатом каждого из описанных способов. Этот метод наиболее эффективен при разборе вопросов, таких как:

  • Как эта история связана с темой/уроком?
  • Как вы себя чувствовали после выбора главного героя?
  • Какие предположения вы делали на протяжении всей истории? Были ли они верны?
  • Что бы вы сделали по-другому?

Этот метод упрощает общение, поскольку он не представляет угрозы для учащихся, даже если они не дадут ни одного правильного ответа. Это выгодно, особенно если у тренеров есть свои собственные истории. Они также могут сделать занятия более личными, если в рассказах участвуют люди, которых обучаемые знают. Вы также можете найти много обучающих историй в Интернете.

Преимущества технологии

  • Обучение в классе под руководством инструктора – это эффективный метод предоставления большого объема материала большим или малым группам учеников/сотрудников
  • Это очный тип обучения, предполагающий непосредственный личный контакт с преподавателем, в отличие от компьютерного обучения и других методов, которые мы обсудим позже
  • Это гарантирует, что все будут получать одну и ту же информацию в одно и то же время
  • Это экономически выгодно, особенно без привлечения приглашенных преподавателей
  • Рассказывание историй привлекает внимание людей

Недостатки

  • Иногда это скучно и утомляет
  • Во многом успех обучения зависит от эффективности преподавателя
  • Планирование аудиторных занятий для большого количества слушателей может быть затруднительным, особенно когда они находятся в разных местах

Вы можете эффективно использовать лекции и классное обучение с инструктором, убедившись, что ваша аудитория заинтересована и вовлечена в процесс на протяжении всего занятия. Вот несколько способов добиться этого:

  • Обучайте своих преподавателей искусству публичных выступлений
  • Предоставьте вашим инструкторам необходимые материалы
  • Используйте данную технологию вместе с интерактивными методами обучения

Интерактивные методы и технологии

Есть много способов, как вы можете разнообразить учебные занятия и удержать внимание учеников, например:

  • Тестирование

При длительном и сложном обучении периодически останавливайтесь, чтобы провести короткие опросы и тестирование по изученной на данный момент информации.

Вы также можете начать занятия с предварительного опроса и сообщить участникам, что также будет проведено последующее тестирование. Ученики будут продолжать активное обучение, чтобы улучшить свои результаты предварительного теста в будущем итоговом тестировании.

Еще больше мотивируйте участников, предлагая награды тем, кто набрал наибольшее количество баллов/очков.

  • Обсуждения в малых группах

Разбейте учеников на небольшие группы и дайте им тематические исследования или рабочие ситуации для обсуждения или решения. Это хороший способ для опытных сотрудников передать свой опыт новичкам.

  • Тематические исследования

Взрослые ученики склонны привносить в корпоративное обучение проблемно-ориентированный образ мышления. Тематические исследования – отличный способ извлечь выгоду из этого типа обучения взрослых. Анализируя реальные случаи, связанные с работой, сотрудники могут научиться справляться с подобными ситуациями. Они также могут видеть, как различные элементы работают вместе, создавая проблемы и находя решения.

  • Активные резюме или аннотации

Создайте небольшие группы и предложите выбрать лидера. Попросите их кратко изложить основные моменты лекции и пусть каждый лидер группы представит их классу. Прочитайте вслух заранее написанное резюме и сравните его с впечатлениями участников.

  • Вопросы и ответы

Неформальные занятия в форме вопросов и ответов наиболее эффективны в небольших группах и для обновления навыков, а не для обучения новым навыкам. Например, некоторые изменения в ведомственной процедуре могут быть легко обработаны коротким объяснением со стороны руководителя, за которым следует период вопросов и ответов и период обсуждения.

  • Карты вопросов

Во время лекции попросите учеников написать вопросы по теме. Соберите их и проведите опрос/обзорную сессию.

  • Ролевая игра 

Принимая на себя роли и разыгрывая ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте, сотрудники учатся справляться с различными случаями, прежде чем столкнуться с ними на работе. 

Ролевые игры – это отличный метод обучения многим навыкам межличностного общения, таким как обслуживание клиентов, собеседования и контроль.

  • Доклады учеников

Создайте тематическое меню того, что будет рассмотрено. Попросите участников просмотреть его и выбрать элементы, о которых они хотят узнать больше. Каждый участник готовит доклад по выбранной им теме, а преподаватель при необходимости дополняет. Пройдя одну тему, переходите к следующему участнику.

  • Демонстрации

По возможности приносите с собой инструменты или оборудование, которые являются частью темы обучения, и продемонстрируйте шаги, которым вы обучаете, или применяемые процессы.

  • Другие виды деятельности
  • Создайте личный план действий
  • Примените аргументы к проблемам в лекции
  • Перефразируйте важные или сложные моменты лекции

Преимущества

  • Интерактивные занятия удерживают внимание и вовлекают учеников в процесс обучения, что делает их более восприимчивыми к новой информации
  • Делают обучение более увлекательным и приятным
  • Предоставляют опытным сотрудникам возможность передавать знания и опыт новичкам
  • Могут предоставлять инструкторам обратную связь во время занятий о том, насколько хорошо обучаются ученики

Недостатки

  • Интерактивные занятия могут длиться дольше, потому что такие действия, как тестирование или разбиение на небольшие группы, отнимают много времени
  • Некоторые методы, такие как доклад учеников, могут быть менее структурированными, и инструкторам нужно будет убедиться, что вся необходимая информация раскрыта

3. Практическое обучение

Эмпирическое, или практическое, обучение предлагает несколько эффективных методов обучения сотрудников, а именно:

  • Кросс- или перекрестное обучение 

Этот метод позволяет сотрудникам испытать другие рабочие места, что не только повышает их навыки и квалификацию, но и дает компаниям преимущество в виде универсальных сотрудников, которые справляются не только со своими основными обязанностями.

Перекрестное обучение также позволяет сотрудникам лучше понять, чем они занимаются, и как их собственная работа сочетается с работой других для достижения целей компании.

  • Демонстрации

Демонстрации привлекают внимание. Они являются отличным способом научить сотрудников использовать новое оборудование или обучить этапам нового процесса.

Они также эффективны в обучении навыкам безопасности. В сочетании с возможностью задавать вопросы и отвечать на них это мощная и увлекательная форма обучения.

  • Коучинг

Цель коучинга – повысить эффективность работы сотрудника. Он ориентирован на индивидуальные потребности сотрудника и, как правило, менее формален, чем другие виды обучения. Как правило, никаких специальных тренировок не проводится. В качестве тренера выступает менеджер, руководитель или опытный коллега. Он или она встречается с обучаемым сотрудником, когда позволяет время, и:

  • отвечает на вопросы
  • предлагает более эффективные стратегии
  • исправляет ошибки
  • направляет в достижении целей
  • оказывает поддержку и мотивирует
  • предоставляет компетентную обратную связь
  • Стажировка

Стажировка дает работодателям возможность подготавливать неопытных работников к существующим и будущими рабочим местам. Эти программы дают молодым работникам возможность освоить ремесло или профессию. 

Стажировка сочетает в себе контролируемое обучение на рабочем месте с обучением в классе по формальной структурированной программе, которая может длиться в течение года или более.

Преимущества

  • Практические методы обучения эффективны для обучения новым процедурам и новому оборудованию
  • Они непосредственно применимы к работе сотрудников
  • Позволяют инструкторам сразу определить, усвоил ли ученик новый навык или процедуру

Недостатки

  • Не подходят для больших групп, если у вас нет достаточного количества оборудования/машин/инструментов и т.д. для всех
  • Личный коучинг может сказаться на продуктивности самого коуча
  • Стажировка может быть дорогостоящей для компаний, ведь они платят за сотрудников, которые только проходят корпоративное обучение и еще не так продуктивны, как их опытные коллеги

4. Компьютерное обучение

Компьютерное обучение набирает популярность, поскольку технологии становятся все более распространенными и простыми в использовании. Хотя традиционные формы обучения вряд ли будут полностью заменены технологическими решениями, они, скорее всего, будут дополнять и улучшать их. Взаимодействие с людьми всегда останется ключевым компонентом корпоративного обучения.

Тем не менее, стоит более внимательно изучить, что могут предложить компьютерные обучающие технологии и как их можно использовать в дополнение к существующим учебным программам или при разработке новых. Компьютерные форматы обучения варьируются от простейших текстовых до сложных мультимедийных программ и виртуальной реальности. 

Рассмотрим следующие типы:

  • Только текст

Самые простые компьютерные обучающие программы предлагают самостоятельное обучение в текстовом формате. Эти программы похожи на печатные, индивидуализированные учебные модули с добавлением, в большинстве случаев, интерактивных функций.

Несмотря на простоту формата, эти программы могут быть очень эффективными и представлять сложную информацию и концепции понятным и легкодоступным способом.

  • Компакт-диск

На компакт-диске имеется широкий спектр готовых учебных программ, охватывающих множество корпоративных тем. Программы также могут быть созданы консультантами по обучению для конкретных потребностей конкретной организации или отдельных отделов.

  • Мультимедиа

Эти учебные материалы представляют собой передовую форму компьютерного обучения. Они намного сложнее оригинальных текстовых программ. В дополнение к тексту они предоставляют стимулирующую графику, аудио, анимацию и/или видео. 

Мультимедиа, как правило, являются более  увлекательными и захватывающими и, следовательно, более стимулирующими для взрослого ума. Хотя затраты на такое обучение выше, чем на текстовое программное обеспечение, преимущества с точки зрения обучения сотрудников стоят того. Мультимедийные учебные материалы обычно доступны в формате DVD.

  • Виртуальная реальность

Виртуальная реальность трехмерна и интерактивна, погружает ученика в процесс обучения. Большинство учебных программ виртуальной реальности принимают форму симуляции, которая является высокоэффективной формой обучения. Это практический опыт без рисков в реальной работе. Например, авиасимуляторы в течение многих лет успешно использовались для обучения пилотов гражданской и военной авиацииа, а также для их подготовки к чрезвычайным ситуациям в безопасной и благоприятной среде.

Преимущества

  • Компьютерные обучающие программы просты в использовании
  • Они часто могут быть настроены или разработаны на заказ
  • Помогают сотрудникам развивать и практиковать новые навыки
  • Полезны для повторного обучения (переподготовки) и применяются в самостоятельном обучении
  • Они могут быть экономически эффективными, поскольку одно и то же оборудование и программа могут использоваться большим количеством сотрудников
  • Гибкие, потому что ученики могут учиться в своем собственном темпе и в удобное для них время. Компьютерные программы доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Независимо от того, в какую смену работает сотрудник, обучение всегда доступно
  • Некоторые программы являются интерактивными, требуя, чтобы ученики отвечали на вопросы, делали выбор и переживали последствия этого выбора. Это взаимодействие обычно приводит к большему пониманию и запоминанию
  • Единообразны, что позволяет стандартизировать обучение
  • Они измеримы. Когда компьютеры используются для обучения, можно отслеживать, чему научился каждый сотрудник прямо сейчас. Большинство программ имеют тесты, чтобы определить, усвоил ли сотрудник информацию. Результаты тестов дают инструкторам статистику для оценки качества обучения

Недостатки

  • Эти программы требуют от учеников компьютерной грамотности
  • Необходим доступ к компьютеру
  • С преподавателем/инструктором мало или совсем нет взаимодействия; если у учеников есть вопросы, их некому задать
  • Эти программы неэффективны при обучении «мягким навыкам», таким как обслуживание клиентов или навыки продаж
  • Не лучший выбор для нового или разового обучения. Тренерам необходимо живое общение, чтобы обеспечить передачу новых навыков или концепций. У учеников должна быть возможность задавать вопросы и получать обратную связь
  • Некоторые плохо разработанные программы скучны и утомительны и приводят к тому, что у учеников снижается скорость и качество обучения

5. Онлайн или электронное обучение

В дополнение к компьютерному обучению многие компании, сотрудники которых находятся в разных местах по всей стране, полагаются на электронные технологии для проведения обучения. Этот метод становится все более популярным по мере роста доступности Интернета. 

Вот некоторые примеры:

  • Интернет-обучение

Этот метод подразумевает размещение электронных учебных модулей в Интернете, которые компании затем могут предоставить своим сотрудникам либо во внутренней сети компании, либо на сайте поставщика, настроенного для вашей компании.

В Интернете доступно множество курсов по разным темам. Эти курсы предоставляют сотрудникам практический интерактивный способ самостоятельной работы с обучающими презентациями и информацией, которые похожи на обучение на компакт-дисках или с помощью PowerPoint, рассмотренные выше. Учебные материалы стандартизированы, поскольку все слушатели будут использовать одну и ту же программу. А также они легко обновляются, поэтому ваше обучение всегда актуально в вашей отрасли.

Онлайн-обучение проводится с помощью специальных программ или систем управления обучением (LMS), которые позволяют отслеживать прогресс учеников, упрощают и автоматизируют ведение учета для администратора обучения.

  • Видеоконференции

Этот метод позволяет инструктору находиться с учениками в разных местах. Участники подключаются к специальному сервису или программе, которая позволяет проводить видеоконференции и обычно они могут задавать вопросы преподавателю в специальном чате. Лекции и демонстрации могут быть эффективными при использовании этого метода.

  • Аудиоконференции

Этот метод похож на видеоконференции, но включает только аудио. Участники набирают номер или встречаются в рамках интернет-площадки в назначенное время встречи и слушают инструктора или докладчиков, которые проводят обучение. Сеансы вопросов и ответов часто проводятся в конце встречи, во время которых участники могут отправить вопросы по электронной почте или позвонить и поговорить с ведущим.

  • Веб-встречи или вебинары

Этот метод содержит аудио- и визуальные компоненты. Участники собираются на специальном вебинарном сервисе, чтобы в режиме реального времени слушать преподавателя и следить за визуальными материалами, которые появляются на экранах их компьютеров. Эти презентации похожи на презентации на компакт-дисках  или PowerPoint и иногда предлагают минимальную интерактивность в Интернете. Как правило, на вопросы инструктор отвечает в конце встречи.

  • Онлайн-школы и университеты 

Этот метод также известен как дистанционное обучение, и многие учебные заведения теперь предлагают сертификаты или ученые степени через онлайн-программы.

  • Совместная подготовка документов

Этот метод требует, чтобы участники были подключены к одной локальной сети или использовали одни облачные сервисы для работы с документами. Его можно использовать с инструкторами и новыми сотрудниками для обучения написанию отчетов и технических документов.

  • Электронная почта

Вы можете использовать электронную почту для стимулирования или улучшения обучения. Отправляйте напоминания о предстоящем занятии. Запрашивайте дополнительные вопросы у инструкторов и/или менеджеров. Проводите оценку обучения через формы электронной почты.

Преимущества

  • Онлайн-программы или программы электронного обучения эффективны для обучения в разных местах (из дома, работая или путешествуя)
  • Экономят деньги компании на командировочных расходах
  • Полезны для повторного обучения и переподготовки
  • Хороши для самостоятельного обучения
  • Можно легко обновить с учетом новых политик или процедур компании, федеральных нормативных актов и вопросов соответствия
  • Предлагают инструкторам все более широкий выбор вариантов подбора учебных программ в соответствии с уровнем знаний и навыков сотрудников

Недостатки

  • Эти программы требуют от обучаемых компьютерной грамотности
  • Некоторым сотрудникам может не понравиться безличный характер такого обучения
  • Сотрудники могут быть слишком напуганы технологией или удаленностью преподавателя, чтобы задавать вопросы
  • Отсутствие соответствующей техники, Интернета или недостаток времени могут ограничить или препятствовать доступу к обучению
  • Интернет-серверы вашей компании могут не иметь достаточной пропускной способности для приема материалов, если обучение проходит на сервисе вашей организации
  • Самообучение предлагает ограниченные возможности для получения консультации специалиста с учетом контекста или своевременного ответа на вопросы

Как использовать подход смешанного обучения

Смешанное обучение – это концепция, которая приводит к большому успеху в обучении и означает использование различных учебных технологий и методов. 

Вот несколько веских причин использовать смешанное обучение:

  • Исследование показало, что программа смешанного обучения сокращает как время, так и стоимость обучения более чем на 50%
  • Улучшение результатов обучения на 10% по сравнению с традиционным обучением
  • Эксперты в области обучения считают, что большое преимущество смешанного обучения состоит в том, что оно более точно воспроизводит то, как люди учатся на работе, благодаря опыту и взаимодействию с коллегами

Этот подход хорошо работает, потому что разнообразие методов и средств заставляет преподавателей и учеников активно участвовать в обучении. 

Факторы, влияющие на обучение:

  • Предмет 
  • Состав аудитории
  • Типы учащихся
  • Бюджет обучения
  • Ограничения пространства
  • Вопросы соблюдения требований

Любые или все эти соображения влияют на ваш выбор обучения и могут даже потребовать, чтобы вы использовали смешанный подход к обучению. Скорее всего, вы уже используете эту технологию, возможно, даже не осознавая этого.

Вы когда-нибудь: 

  • Использовали на различных этапах обучения лекции, презентации PowerPoint, обсуждения в небольших группах и ролевые игры?
  • Разбивали сложный предмет на части и использовали разные учебные методы для обучения каждому разделу или шагу?
  • Использовали живые лекции инструктора с практическими демонстрациями для вводного обучения и электронные записи или онлайн-курс для повышения квалификации?

Если вы применяли какой-либо из вышеперечисленных пунктов, то вы уже используете подход смешанного обучения.

Вот как спланировать программу смешанного обучения

После того как вы определили потребности в обучении, ответьте на эти вопросы:

  • Каковы условия обучения?
  • У вас есть учебная аудитория? Сколько человек она вмещает?
  • Сколько компьютеров у вас есть?
  • Какие ресурсы доступны?
  • Каковы характеристики содержания обучения?
  • Кто ваша целевая аудитория?
  • Какова ее демография?
  • На скольких языках вам нужно обучение? Какие это языки?
  • Сколько сотрудников нуждаются в этом обучении?
  • Как быстро вам нужно это обучение?

Ваши ответы направят вас к оптимальному способу предоставления обучения. Каким бы трудоемким ни казался этот процесс, смешанное обучение предлагает ученикам хорошо спланированные занятия, специально разработанные для них, предмета и среды обучения.

В долгосрочной перспективе смешанное обучение экономит время и деньги, поскольку этот процесс является эффективным использованием ресурсов, чтобы помочь сотрудникам сохранить достаточный уровень знаний.

При использовании в вашей учебной стратегии онлайн-обучения платформа «АнтиТренинги» позволит загрузить все необходимые учебные материалы и предоставит доступ вашим сотрудников в любое удобное для них время и в любом месте. А простой и понятный интерфейс сервиса позволяет за 30 минут разобраться со всем функционалом без глубоких технических навыков и услуг программистов.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 1 из 5 )
АнтиТренинги

Добавить комментарий

  1. Лариса

    Автор путает понятия “метод” и “технология” обучения, используя их как синонимы. Кроме того, использование технологических ресурсов в процессе обучения – это тоже не синоним “технологии” обучения. Это методическая ошибка.

    Ответить
    1. Антитренинги

      Спасибо за ваш комментарий. Передадим замечание автору и учтем в будущем.

      Ответить

Хотите создать свой курс на нашей платформе?

%d такие блоггеры, как: