Понимание существующих ментальных моделей может помочь разработчикам курсов электронного обучения создавать учебные материалы, которые мгновенно станут узнаваемы, независимо от темы. В этой статье рассмотрим все, что авторы электронного обучения должны знать об этом глубоком психологическом процессе.
Как использовать ментальные модели при разработке курса электронного обучения
Когда мы подходим к новому сценарию, то полагаемся на ментальные модели, которые помогают нам понять, как действовать дальше. Не так уж много ситуаций, в которых мы оказываемся, являются по-настоящему новыми для нас. Обычно мы можем найти подобный пример, который помогает нам решить, как действовать дальше, в нашем прошлом. Именно здесь наш мозг использует ментальные модели – следы, на которых строится будущая деятельность.
Как это может помочь в разработке электронного курса обучения? Ментальные модели являются мощным инструментом для продвижения электронного обучения на нужном уровне, помогая онлайн-учащимся усваивать и перенимать новые навыки. Анализ ментальной модели подчеркивает хороший учебный дизайн.
Понимание ментальных моделей
У каждого из нас есть тысячи ментальных моделей. Они помогают нам всякий раз, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями: новое программное обеспечение, новое рабочее место, новый автомобиль. Что мы делали в прошлый раз, когда испытывали нечто подобное? Какие решения мы приняли тогда и как их применить сейчас?
Вот почему родить второго ребенка гораздо проще, чем первого! Вы уже все обдумали, и ваш ум проложил дорожки и пути, к которым он готов вернуться.
Когда мы обучаемся, мы хотим иметь возможность применить то, что изучают онлайн-учащиеся, к предыдущему опыту. Как бы я отреагировал в этом случае, учитывая то, что я только что узнал?
Разработчикам учебных материалов важно уметь оценить, какие ментальные модели использует ученик. Они помогают учащимся вернуться на путь, пройденный ранее, и расширить свое понимание.
Как мы можем «вскрыть» существующие ментальные модели?
Сложность возникает, когда нам нужно разработать курс электронного обучения для группы онлайн-учащихся. Мы хотим иметь возможность структурировать наш курс на основе предыдущих встроенных предположений. Нам необходимо обобщать, чтобы иметь возможность выявить пробелы в обучении и разработать интуитивно понятный интерфейс. Но мы не можем попросить каждого онлайн-ученика подробно описать свои ментальные модели. Нам нужно использовать анализ потребностей в обучении и задавать соответствующие вопросы.
Это даст информацию о дизайне курса электронного обучения, который указывает онлайн-учащимся на доступ к их ментальным моделям при продвижении по курсу.
Другие методы идентификации ментальных моделей включают:
- Опрос пользователей из разных групп, чтобы проанализировать, как они думают о предмете исследования. Это может включать в себя фокус-группы или интервью в режиме видеоконференцсвязи, а также опросы для сбора обратной связи об электронном обучении от более широкой аудитории
- Просмотр предыдущих данных, показывающих, как пользователи перемещаются по системе или процессу. Сюда входят данные обратной связи по электронному обучению, показатели LMS и оценочные баллы по электронному обучению. Например, на платформе АнтиТренинги вы сможете найти данную информацию в разделе Аналитика.
- Наблюдение за ежедневным выполнением заданий. В случае дистанционного обучения моделирование и сценарии ветвления могут помочь онлайн-инструкторам/наставникам отслеживать эффективность онлайн-обучения.
В итоге у вас будет много разных фрагментов информации, которые вы захотите сгруппировать. Превратите это в блок-схему и определите любые слабые места или пробелы. Найдите сходство с предыдущим опытом, чтобы составить основу для дизайна вашего курса электронного обучения. Поддерживайте своих учеников, когда вам нужно создать новую структуру, потому что их ментальные модели неполны.
Сила метафор и шаблонов
Создание шаблонов для обмена стратегиями внутри организации создает ментальную модель, доступ к которой можно получить с помощью технологий обучения.
Структурирование дизайна вашего курса электронного обучения на основе знакомых шаблонов поможет вашим ученикам пройти онлайн-курс, а вам – удержать их внимание. Содержание электронного обучения может быть новым, но предоставление соответствует тому, что было раньше.
Метафоры же побуждают учеников обращаться к ранее изученному или идее, которая переносит их в реальный мир из обучающего сценария. Все, что помогает онлайн-учащимся усвоить концепцию и понять ее, лучше адаптируется на практике.
Призывайте учеников оспорить свои предположения
Важно отметить, что большинство онлайн-учащихся даже не осознает свои ментальные модели. Все это происходит в подсознании. Таким образом, они могут даже не признать существование определенных убеждений или предположений, несмотря на то, что эти познания сдерживают их.
Используйте моделирование, сценарии ветвления и другие учебные действия, основанные на ошибках, чтобы позволить им определить ограничивающие ментальные модели и убеждения. Они могут обнаружить, что «воспринимаемая реальность» мешает им достичь профессионального успеха. Или что прошлый опыт заставляет их иметь ложные ожидания относительно ситуации.
Ментальные модели гибки и подвижны. Они также могут служить психологической основой в некоторых случаях, давая ученикам основу для развития. Но также они могут быть барьерами для процесса передачи знаний.
Формирование общего мышления
Общая ментальная модель группы, внедренная в продуманное структурированное электронное обучение, помогает наладить сотрудничество и общение. Если вы разрабатываете электронное обучение на основе общей ментальной модели, то снабдите команды единым подходом к решению проблем. Это минимизирует конфликт и облегчит внедрение новых концепций и идей.
Получить доступ к существующим ментальным моделям непросто, но результат того стоит. Доказано, что задействование долговременной памяти позволяет глубоко внедрить в сознание новые знания. Если вы сможете отразить сходство между новым контентом электронного обучения и тем, что было раньше, учащиеся с большей готовностью примут желаемое новое поведение.
Технологии заставляют нас постоянно обновлять наши знания и изучать новую информацию. Хороший дизайн электронного обучения может помочь нам найти знакомое в новом, используя технологии.
Некоторые критики отвергают идею ментальных моделей, заявляя, что они слишком расплывчаты и нестабильны, чтобы их можно было использовать в процессе электронного обучения. Однако нельзя отрицать, что у каждого из нас есть уже существующие знания и ожидания, которые диктуют наше отношение к электронному обучению. Таким образом, ментальные модели могут помочь разработчикам онлайн-обучения лучше понять свою аудиторию и то, как придать смысл данному виду обучению.